УДК 316.77+614 У.М. Козлова PR-КОММУНИКАЦИИ СПИД-ЦЕНТРА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ 1 В статье реализована попытка определить уровень культуры самосохранения среди жителей крупного города, проанализирована степень их информированности о работе СПИД-Центра и профилактических мерах предупреждения ВИЧ-инфекции. Описано отношение граждан к проблеме ВИЧ-СПИД; выявлены практические направления повышения уровня культуры здоровья населения. Ключевые слова: профилактика, PR-коммуникации в сфере здоровья, ВИЧ-инфекция, культура здоровья В новых условиях развития России особое значение приобретают вопросы укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности активной жизни, усиления мотивации ведения здорового образа жизни, повышения уровня здоровья и образованности в области сохранения здоровья [1; с. 90]. Актуальность данной темы связана с необходимостью создания грамотной коммуникационной стратегии СПИД-Центра, которая позволит не только увеличить количество информированных о ВИЧ/СПИД, но и воздействовать на поведение людей. В России здравоохранение ориентируется исключительно на больных людей, адресуя им почти все социальные и медицинские ресурсы. Социальная политика в сфере здоровья направлена в основном на улучшение качества медицинского обслуживания, а не на формирование санитарно-гигиенической культуры населения и самосохранительного сознания. В последние годы всё больше говорится о необходимости усиления профилактики в системе здравоохранения. Но та профилактика, которая осуществляется сегодня, не приносит значимого результата, поскольку россияне относятся к ней без должной ответственности из-за низкого уровня культуры здоровья [3; с. 54]. Коммуникация в сфере здравоохранения предназначена для информирования населения о сохранении здоровья, а также для обучения практическим навыкам ведения здорового образа жизни. Она способствует повышению уровня информированности населения по вопросам здоровья, оказывает влияние на принятие общественно-политических решений. Решение этих сложных задач в первую очередь зависит от формирования соответствующего общественного мнения. Ведущую роль в информировании населения, формировании общественного мнения о социально опасных заболеваниях и их профилактики, играет СПИД-Центр, созданные для профилактики и борьбы со СПИДом. Ежегодно центр проводит комплекс мероприятий, направленных на профилактику ВИЧинфекции среди населения: а) информирование населения через средства массовой информации; б) организация горячей телефонной линии по вопросам профилактики и лечения ВИЧ-инфекции; в) ведение группы в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook» и размещение полезного контента; г) проведение семинаров, тренингов для разных профессиональных и демографических групп. На базе Центра СПИДа г. Ульяновска функционирует волонтерское движение ЗОРРО (Здоровое Общество - Ради Развития Общества), в которое входят студенты колледжей и техникумов. Волонтеры проводят тренинги и коллективные беседы: «Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным», «Профилактика ВИЧ-инфекции», «История развития ВИЧ-инфекции». Целью исследования являлось определение уровня культуры здоровья жителей крупного города в самооценках и роли коммуникаций в его повышении. Для реализации поставленной цели и получения оценок городских жителей мы провели собственное исследование (метод – опрос); выборка – 410 жителей областного центра (г. Ульяновска). Получены следующие результаты. © Козлова У.М., 2016 г.