home

Туризм как одна из форм социализации личности

?
соревнованиях по пешему, горному, лыжному, водному туризму, ориентированию. Спорт –
это высокие нагрузки, эмоции, проявление знаний, навыков, умений в меняющихся
природных условиях, а также ощущение своей значимости в команде.
В-седьмых, туризм – это ролевая игра. При подготовке и в походе турист выступает
во многих ролях: как руководитель, картограф, географ, историк, швея, покупатель,
носильщик, повар, завхоз, рыбак, охотник, бард, артист, дровосек, астроном, лыжник,
скалолаз, фотограф, телеоператор, геолог, спелеолог, доктор и ремонтник и т.д. Стоит
отметить, что туристический поход представляет маленькую семейную жизнь, где семьей
могут являться не только люди, объединенные родственными связями, но и люди, живущие
на протяжении долгого времени в одной команде и стремящиеся к достижению одной цели.
Семья – социальный институт, а значит и туристическая группа – тоже. В походных
условиях люди готовятся к семейной жизни: учатся готовить, жизнь с не совсем знакомыми
людьми, вести совместный с кем-либо быт и т.д. А, значит, в походах он проживает вторую
жизнь с определенными социальными ролями. Поход – модель социальной жизни, а значит,
туризм – форма социальной адаптации.
В-восьмых, туризм – это форма общественной деятельности. Сегодня в каждом
более-менее крупном городе РФ существует ряд коммерческих и некоммерческих
туристических клубов, цель которых – показать людям красоту природы.
«Через туризм происходит процесс социализации личности – воспитание идеалов
культурных взаимоотношений, товарищества и взаимовыручки, физическое и духовное
совершенствование человека, приобретение и развитие таких качеств, которые имеют
высокую общественную ценность: 1) формирование интереса на самостоятельный
познавательный поиск, постановку жизненных целей, освоение и самостоятельное
осуществление действий, инициативу в организации коллективного сотрудничества; 2)
развитие способности проектирования собственной деятельности и построению жизненных
планов во временной перспективе, также формирование у студента научного типа
мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и
закономерности взаимодействия с окружающим миром; 3) овладение коммуникативными
средствами и способами организации кооперации и сотрудничества»[1].
Через туризм происходит процесс социализации: во время похода, особенно очень
сложного, человек воспитывает чувство товарищества и взаимовыручки, необходимые ему в
дальнейшей жизни. Сходив в туристический поход, «выйдя за пределы зоны комфорта»,
человек начинает ценить те вещи, которым не придавал особого значения раньше. Занимаясь
туризмом, как спортивным, так и другими видами, человек познает себя, окружающих
людей, окружающую среду, т.е. так или иначе развивается. Полученный во время
туристической деятельности опыт обязательно пригождается человеку в будущем. Таким
образом, можно сказать, что туризм способствует становлению человеческого потенциала. В
походе, в маленькой туристической семье человек «волей – неволей» раскрепощается,
овладевает коммуникативными качествами, что способствует кооперации и сотрудничеству.
Список литературы
1. Костенюк И.Д., Пузынина А.И., Яновская С.А. Социализация студентов педагогического
колледжа средствами спортивно-оздоровительного туризма// VI Международная
студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля
– 31 марта 2014 года.
2. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: Более
10 000 единиц. М., 2004, 511 с.