соревнованиях по пешему, горному, лыжному, водному туризму, ориентированию. Спорт – это высокие нагрузки, эмоции, проявление знаний, навыков, умений в меняющихся природных условиях, а также ощущение своей значимости в команде. В-седьмых, туризм – это ролевая игра. При подготовке и в походе турист выступает во многих ролях: как руководитель, картограф, географ, историк, швея, покупатель, носильщик, повар, завхоз, рыбак, охотник, бард, артист, дровосек, астроном, лыжник, скалолаз, фотограф, телеоператор, геолог, спелеолог, доктор и ремонтник и т.д. Стоит отметить, что туристический поход представляет маленькую семейную жизнь, где семьей могут являться не только люди, объединенные родственными связями, но и люди, живущие на протяжении долгого времени в одной команде и стремящиеся к достижению одной цели. Семья – социальный институт, а значит и туристическая группа – тоже. В походных условиях люди готовятся к семейной жизни: учатся готовить, жизнь с не совсем знакомыми людьми, вести совместный с кем-либо быт и т.д. А, значит, в походах он проживает вторую жизнь с определенными социальными ролями. Поход – модель социальной жизни, а значит, туризм – форма социальной адаптации. В-восьмых, туризм – это форма общественной деятельности. Сегодня в каждом более-менее крупном городе РФ существует ряд коммерческих и некоммерческих туристических клубов, цель которых – показать людям красоту природы. «Через туризм происходит процесс социализации личности – воспитание идеалов культурных взаимоотношений, товарищества и взаимовыручки, физическое и духовное совершенствование человека, приобретение и развитие таких качеств, которые имеют высокую общественную ценность: 1) формирование интереса на самостоятельный познавательный поиск, постановку жизненных целей, освоение и самостоятельное осуществление действий, инициативу в организации коллективного сотрудничества; 2) развитие способности проектирования собственной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе, также формирование у студента научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; 3) овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества»[1]. Через туризм происходит процесс социализации: во время похода, особенно очень сложного, человек воспитывает чувство товарищества и взаимовыручки, необходимые ему в дальнейшей жизни. Сходив в туристический поход, «выйдя за пределы зоны комфорта», человек начинает ценить те вещи, которым не придавал особого значения раньше. Занимаясь туризмом, как спортивным, так и другими видами, человек познает себя, окружающих людей, окружающую среду, т.е. так или иначе развивается. Полученный во время туристической деятельности опыт обязательно пригождается человеку в будущем. Таким образом, можно сказать, что туризм способствует становлению человеческого потенциала. В походе, в маленькой туристической семье человек «волей – неволей» раскрепощается, овладевает коммуникативными качествами, что способствует кооперации и сотрудничеству. Список литературы 1. Костенюк И.Д., Пузынина А.И., Яновская С.А. Социализация студентов педагогического колледжа средствами спортивно-оздоровительного туризма// VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2014 года. 2. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: Более 10 000 единиц. М., 2004, 511 с.