home

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи

?
возможностями выполнения биологических и социальных функций. Отсутствие какого –
либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья. Полная
утрата здоровья несовместима с жизнью.
Вслед за Владимиром Васильевичем Колбановым перечислим ряд факторов, которые
будут влиять на здоровье:
1. Индивидуальный потенциал здоровья человека (иммунитет, статус питания,
осознания своего «Я», положительное отношение к здоровью, адекватные знания,
способность противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость, физическая форма,
способность к самозащите).
2. Поведение (учеба/работа и рекреация, привычки, еда, питье, подвижность,
отношение к социуму, стресс, возбуждающие средства).
3. Социокультурная система (семья, соседи, место учебы/работы, среда досуга, СМИ,
службы здоровья).
4. Социально – экономические и политические условия (материальные ресурсы,
доход, социальная безопасность, образование).
5. Физико – биологическая среда (природа, климат, жилище, рабочее место, связь,
транспорт, вода, отходы, пища, товары) [2].
Таким образом, здоровый образ жизни – это деятельность человека, направленная на
сохранение и развитие своего здоровья посредством выполнения комплекса мер и принципов
для соответствия общепринятым социальным нормам и возможности выполнения своих
социальных функций.
В формировании здорового образа жизни студенческой молодежи особую роль на
протяжении всех студенческих лет обучения будет играть вуз, а именно программы,
реализующие информирование, поддержку и укрепление здоровья, воспитательная работа (в
рамках внеучебной деятельности) и личный пример профессорско-преподавательского
состава.
В качестве примера приведем несколько форм, позволяющих наглядно представить,
каким образом возможно включение вопросов о здоровом образе жизни в студенческую
среду. Это и так называемые «уроки здоровья», которые известны ещё со школьной скамьи;
подготовка и проведение разнообразных спортивных праздников, состязаний, игр, дней
здоровья; обсуждение факторов, влияющих на здоровье в рамках различных дисциплин,
таких как «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность
жизнедеятельности» и др.
Так же формированию здорового образа жизни студенческой молодежи будет
способствовать активное вовлечение студентов не только в качестве участников, но и
организаторов различных акций, проводимых в вузе, приуроченных к таким дням, как:
«Всемирный день без табака» (31 мая), «Международный День борьбы с наркоманией» (26
июня), «Всемирный день борьбы со СПИДом» (1 декабря). Так же проведение круглых
столов, приуроченных к «Всемирному дню здоровья» (7 апреля), «Всемирному дню
психического здоровья» (10 октября).
Следует отметить, что успех в формировании у студенческой молодежи ценностного
отношения к здоровому образу жизни, также будет зависеть и от профессорскопреподавательского состава, его собственной заинтересованности в этом, от его
валеологической культуры.
Основными показателями здорового образа жизни являются отсутствие вредных
привычек, двигательная активность, рациональное питание, стрессоустойчивость,
стремление к духовно-нравственному совершенствованию и к реализации творческого
потенциала, контроль за средой жизнедеятельности, оздоровительные процедуры,
медицинский контроль, соблюдение правил личной и общественной гигиены, контроль
сексуальных взаимоотношений и межличностных отношений, овладение приемами
психической саморегуляции.