primary logosecondary logo

Сравнительный анализ оценки и самооценки физической подготовленности и физического развития девочек среднего школьного возраста

?
УДК 796.012.1 – 055.25:796.412

1

А.К. Снигирева
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ
Статья посвящена анализу оценки и самооценки физического развития и физической
подготовленности занимающихся разными видами оздоровительной аэробики. Исследование
проведено по международной анкете «Здоровье и поведение школьников». Было выявлено, что
девочки в основном адекватно оценивают свои физические возможности, также видны различия как
физической подготовленности, так и ее самооценки у спортсменок, занимающихся разными видами
оздоровительной аэробики.
Ключевые слова. Оздоровительная аэробика, оценка, самооценка, физическая подготовленность,
физическое развитие.

Оздоровительная аэробика – это образ жизни, включающий в себя соблюдение
режима, рациональное питание, заботу о своём здоровье, регулярные занятия физическими
упражнениями, достижение гармонии духа и тела [2, С. 3].
Исследование проводилось в фитнес–клубе города Екатеринбурга. В нем принимали
участие девочки среднего школьного возраста – 37 человек. Они занимались в трех группах
у разных тренеров по направлениям: степ–аэробика, боди–балет и фитнес–аэробика. В
первой группе в исследовании принимало участие 10 человек, во второй – 12 человек, а в
третьей – 15 человек.
Анкетирование осуществлялось с помощью анкеты международного научного
проекта «Здоровье и поведение школьников». Данный проект выполняется в рамках
международной научной программы «Health Behaviour in School-aged Children» при
поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и координации со стороны
Европейского бюро ВОЗ, а также в соответствии с планом НИР, утвержденным
Федеральным агентством по физической культуре и спорту [1, С. 3 – 27]. Анкета «Здоровье и
поведение школьников» включает в себя 82 основных вопроса, а также дополнена 44
вопросами, разработанными специалистами из Уральского отделения Российской академии
образования. Тематика вопросов затрагивает различные стороны, характеризующие здоровье
детей и подростков и их отношение к собственному здоровью. Так, имеются вопросы,
касающиеся режима дня и питания, взаимоотношений в семье и со сверстниками,
отношению к курению, алкоголю и наркотикам. При этом, очень много внимания в анкете
уделено физической культуре и спорту. В частности, нас заинтересовали вопросы
самооценки учащимися своих физических способностей. Тем более, что существуют
объективные методики их оценки с помощью двигательных тестов. В ходе исследований мы
выявляли адекватность самооценки с помощью методов математической статистики (а
именно, корреляционного анализа).
Для получения информации о состоянии здоровья и развитии физических качеств у
девочек среднего школьного возраста из анкеты были выбраны следующие вопросы:
1. Вопрос № 8. «Что ты думаешь о своем теле?»;
2. Вопрос № 9. «Как ты думаешь, какой у тебя рост?»;
3. Вопрос № 22. «Как ты оцениваешь свою физическую подготовленность?»;
4. Вопрос № 23. «Как ты оцениваешь свои двигательные способности?»;
5. Вопрос № 24. «Каковы твои успехи в спорте по сравнению со сверстниками»;
6. Вопрос № 27. «Сколько часов в неделю ты обычно занимаешься физическими
упражнениями в свое свободное время так, чтобы запыхаться или вспотеть?»;
7. Вопрос № 47. «Как ты оцениваешь свое здоровье в целом?».
© Снигирева А.К., 2016 г.