УДК 796.012.1 – 055.25:796.412 1 А.К. Снигирева СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ Статья посвящена анализу оценки и самооценки физического развития и физической подготовленности занимающихся разными видами оздоровительной аэробики. Исследование проведено по международной анкете «Здоровье и поведение школьников». Было выявлено, что девочки в основном адекватно оценивают свои физические возможности, также видны различия как физической подготовленности, так и ее самооценки у спортсменок, занимающихся разными видами оздоровительной аэробики. Ключевые слова. Оздоровительная аэробика, оценка, самооценка, физическая подготовленность, физическое развитие. Оздоровительная аэробика – это образ жизни, включающий в себя соблюдение режима, рациональное питание, заботу о своём здоровье, регулярные занятия физическими упражнениями, достижение гармонии духа и тела [2, С. 3]. Исследование проводилось в фитнес–клубе города Екатеринбурга. В нем принимали участие девочки среднего школьного возраста – 37 человек. Они занимались в трех группах у разных тренеров по направлениям: степ–аэробика, боди–балет и фитнес–аэробика. В первой группе в исследовании принимало участие 10 человек, во второй – 12 человек, а в третьей – 15 человек. Анкетирование осуществлялось с помощью анкеты международного научного проекта «Здоровье и поведение школьников». Данный проект выполняется в рамках международной научной программы «Health Behaviour in School-aged Children» при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и координации со стороны Европейского бюро ВОЗ, а также в соответствии с планом НИР, утвержденным Федеральным агентством по физической культуре и спорту [1, С. 3 – 27]. Анкета «Здоровье и поведение школьников» включает в себя 82 основных вопроса, а также дополнена 44 вопросами, разработанными специалистами из Уральского отделения Российской академии образования. Тематика вопросов затрагивает различные стороны, характеризующие здоровье детей и подростков и их отношение к собственному здоровью. Так, имеются вопросы, касающиеся режима дня и питания, взаимоотношений в семье и со сверстниками, отношению к курению, алкоголю и наркотикам. При этом, очень много внимания в анкете уделено физической культуре и спорту. В частности, нас заинтересовали вопросы самооценки учащимися своих физических способностей. Тем более, что существуют объективные методики их оценки с помощью двигательных тестов. В ходе исследований мы выявляли адекватность самооценки с помощью методов математической статистики (а именно, корреляционного анализа). Для получения информации о состоянии здоровья и развитии физических качеств у девочек среднего школьного возраста из анкеты были выбраны следующие вопросы: 1. Вопрос № 8. «Что ты думаешь о своем теле?»; 2. Вопрос № 9. «Как ты думаешь, какой у тебя рост?»; 3. Вопрос № 22. «Как ты оцениваешь свою физическую подготовленность?»; 4. Вопрос № 23. «Как ты оцениваешь свои двигательные способности?»; 5. Вопрос № 24. «Каковы твои успехи в спорте по сравнению со сверстниками»; 6. Вопрос № 27. «Сколько часов в неделю ты обычно занимаешься физическими упражнениями в свое свободное время так, чтобы запыхаться или вспотеть?»; 7. Вопрос № 47. «Как ты оцениваешь свое здоровье в целом?». © Снигирева А.К., 2016 г.