УДК 332.142.6 Л.В. Сокрута ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОМПАНИЙ 1 В статье рассматриваются международные стандарты экологического менеджмента компаний, а именно серия стандартов ISO 14000 в рамках стратегии корпоративной социальной ответственности, а также законодательные акты в сфере оценки воздействий на окружающую среду как фактора развития существующих экологических стандартов. Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО), экологический менеджмент, ISO 14000, стандарты. Корпоративная социальная ответственность (КСО) – стратегия развития компании, направленная на добровольное оказание поддержки, как местному сообществу, так и работникам данного предприятия. Существует множество различных понятий дефиниции «Корпоративная социальная ответственность». Например, одно из самых полных и содержательных определений дает Европейская комиссия по КСО. Корпоративная ответственность понимается: «как ответственность предприятий за свои действия перед обществом. Чтобы полностью реализовать принципы социальной ответственности, предприятия должны иметь определенный план действий, который должен объединить социальные, экологические, этические права человека и с учетом информации о потребительских проблемах, и создать основную стратегию в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами)» [7]. Тенденции развития промышленного сектора, его стремительный рост, способствуют все большей заинтересованности предприятий, а также общества в управлении и регуляции проблем окружающей среды. У компаний, особенно крупных конгломератов и корпораций, растет спрос в изучении и дальнейшем внедрении новых экологических практик, которые являются одним из компонентов стратегии корпоративной социальной ответственности. Экологическая составляющая корпоративной социальной ответственности рассматривается как сознательное и добровольное участие бизнеса в программах по рациональному применению сырьевых и природных ресурсов, на сохранение экологической стабильности, посредством уменьшения влияния деятельности предприятия на окружающую среду, а также комплекс других мероприятий, направленных на предупреждение и устранение их отрицательного воздействия. За рубежом практики социально ответственного бизнеса нашли свое применение уже с середины 50-ых гг. ХХ века. И с их распространением, тенденции к закреплению в документах правил оценки воздействия компаний на окружающую среду зародились лишь в 70-80-ых гг. ХХ века. Одним из первых законодательных актов, регламентирующих принципы и правила экологического менеджмента, является «Закон о национальной экологической политике» (National Environmental Policy Act - NEPA), принятый в Соединенных Штатах Америки в 1969 году, по внедрению практических мероприятий для эффективного и гармоничного взаимодействия человека и окружающей среды [4], затем появились поправки и дополнения, учитывающие развитие технологий, общества. Далее начали появляться международные документы, например, такие как «Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте», принятая 25 февраля 1991 в Финляндии, описывающая необходимые меры по предотвращению значительного вредного трансграничного воздействия в результате деятельности компаний и контроля за их исполнением [6]. Постепенно список стран, осознававших необходимость внедрения международных документов для поддержки экологического баланса увеличивался, среди © Сокрута Л.В., 2016 г.