home

Отношение учащейся молодежи к спорту как фактор социальной мобильности

?
УДК 339.138
К.Д. Холкина
ОТНОШЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К СПОРТУ КАК ФАКТОР
СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

1

Статья затрагивает проблему отношения молодого поколения к спорту, которое становится
определяющим при формировании и социализации личности. Работа содержит анализ уже
имеющегося отечественного знания в социологической отрасли, а также результаты собственного
исследования. Совокупность теоретической и эмпирической частей дала возможность обобщить уже
имеющиеся положения и получить новые результаты.
Ключевые слова: отношение учащейся молодежи к спорту, социальная мобильность.

Спорт представляет собой специфический вид физической и интеллектуальной
активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к
преодолению жизненных трудностей. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного
улучшения физического здоровья, повышением уровня упорства, получением навыков
преодоления себя, стремления к совершенству, улучшению личных и групповых рекордов,
улучшением собственных физических возможностей и навыков - спорт предназначен для
совершенствования человеческих ресурсов, которые так важны в условиях усложнения
технологий труда и повышения конкуренции. Он является эффективным средством
повышения социальной мобильности, особенно сегодня, когда достаточно остро стоит
проблема гиподинамии и снижения уровня волевых качеств молодежи.
Цель статьи заключается в выявлении отношения учащейся молодежи к спорту и его
влияния на мобильность в социальном пространстве.
Необходимо рассмотреть понятие «социальная мобильность» в контексте новых
условий. Питирим Сорокин, заложив основы изучения этого явления, подчеркивает
важность «социальной динамики» и определяет социальную мобильность как переход
индивида от одной социальной позиции к другой. В современной России актуализируется
влияние семьи и образа жизни на процесс социальной мобильности, прежде всего, в форме
социального и культурного капитала. Согласно выводам отечественного социолога Н.Е.
Тихоновой, критическое неравенство и дифференциация российского общества объективно
приводят к тому, что социальный капитал становится фактором усиления позиций более
обеспеченных семей [4, с. 24]. Все формы капитала конвертируются (взаимозаменяются),
только культурный не обладает таким качеством. Культура интеллектуальная и физическая
приобретается каждым индивидом самостоятельно.
Е.О. Кубякин считает, что существующая в России социальная реальность не
позволяет эффективно осуществлять молодежи свою субъектность и толкает ее на путь
маргинализации [2, с. 2]. Однако не все исследователи склонны придерживаться подобной
точки зрения. М.Горшков, опровергая мнение вышеназванных авторов, утверждает, что
молодежь сохранила приверженность к активности. Спорт, как социальный феномен, стал
предметом исследования В.Барабановой, которая выделяет в нем потребностномотивационный аспект. С помощью анализа ей удалось определить, что спорт выражает
потребность человека в физическом совершенствовании и самореализации. Она утверждает,
что именно спорт способствует формированию жизненного принципа «рассчитывать только
на себя». Ценностная особенность спорта, выполняющего важнейшие воспитательные
функции, отвечает основным социальным потребностям молодежи.
Для конкретизации результатов мы провели собственное исследование методом
анкетного опроса «Физкультура и спорт в жизни современной молодежи» среди учащихся и
студентов от 14 до 20 лет города Ульяновска (n=400, 2016 год). В ходе исследования были
получены следующие результаты. В представлениях учащейся молодежи физкультура и
спорт имеют положительный образ: две трети не отделяют себя от спортивной активности.
© Холкина К.Д., 2016 г.