УДК 159.923-052(1-22)(045) Е.В. Чернышкова, Е.А. Андриянова1 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ В статье представлены результаты проведенного в 2015-2016 гг. в Саратовском ГМУ им. В.И. Разумовского исследования особенностей волевой регуляции и выявления проблематики оценки собственного здоровья студентами медицинского вуза (N=135). Анализ полученных данных позволил выявить у студентов медицинского университета наличие в разной степени как высокого, так и низкого уровня волевой саморегуляции личности. Определена зависимость выраженности показателей настойчивости и самообладания от уровня развития волевой регуляции личности. Отмечается, что отношение к здоровью у студентов с высоким уровнем волевой саморегуляции преимущественно определяется показателями когнитивного и поведенческого уровня. Показано, что здоровье и здоровый образ жизни не являются наиболее важными ценностными ориентациями студенческой молодежи. Ключевые слова: здоровьесбережение, студенты медицинского вуза, волевая регуляция. Специфика здоровьесбережения студенческой молодежи во многом обусловлена тем фактом, что студенты, как наиболее динамичная социальная группа, находящаяся в условиях становления личностной и профессиональной зрелости, подвержены значительным физическим и психическим нагрузкам. Данные ряда эмпирических исследований свидетельствуют о распространении среди студентов потребительского отношения к своему здоровью, преобладании вредных привычек, повышении уровня заболеваемости [1, 2, 7, 9]. Безусловно, для современной образовательной системы и других социальных институтов актуальной представляется трансляция ценности собственного здоровья, создание условий для формирования и поддержания у студентов мотивации к здоровьесбережению. На индивидуальном уровне этот процесс детерминирован волевой саморегуляцией поведения, способствующей достижению цели сохранения и поддержания здоровья [8]. С целью исследования особенностей волевой регуляции и выявления проблематики оценки собственного здоровья студентами медицинского вуза в 2015-2016 гг. было проведено исследование с использованием следующих психологических методик: тестопросник волевой саморегуляции (А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман, 1996); опросник отношения к здоровью (Р.А. Березовская, 2001); опросник самооценки здоровья (A. Ware, C. Wright, M. Snyder, 1974) [5, 4, 3]. В исследовании приняли участие студенты 1 курса лечебного и педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России (N=135), в возрасте 17-26 лет. Гендерное распределение: студенты мужского пола – 40 чел., женского пола – 95 чел. Исследование проводилось в отдельном кабинете, воздействие внешних отвлекающих факторов минимизировалось. Выбор данных методик обусловлен их психодиагностической значимостью в исследовании особенностей волевой регуляции и отношения к здоровью студенческой молодежи, лежащих в основе здоровьесбережения личности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что значительная часть респондентов – 37%, имеет высокий уровень волевой саморегуляции, отражающий способность студентов сознательно управлять собственными действиями, побуждениями и реализовывать поставленные цели. 27% опрошенных обладает низким уровнем волевой саморегуляции. Степень выраженности такого волевого качества как настойчивость, отражающего силу намерений человека, стремление к завершению дела и получению результатов работы имеет средние значения у 44% респондентов, высокие значения – у 26% участников исследования, у 30% студентов отмечается низкий показатель по данной шкале. Низкий уровень настойчивости может свидетельствовать о лабильности и импульсивности © Чернышкова Е.В., Андриянова Е.А., 2016 г.