УДК 502.31 Ю.П. Бруцкая ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ ХИПСТЕРСКОГО УРБАНИЗМА В КОМПОНЕНТАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1 В статье рассматривается современный подход к пониманию городского пространства – хипстерский урбанизм, идеи которого влияют на экологическую культуру горожан и тесно затрагивают её компоненты: экологическое сознание, экологическое поведение и экологические ценности. Ключевые слова: экологическая культура, хипстерский урбанизм, идеология, город, городское пространство. Существует несколько подходов к пониманию и изучению города: высокий модернизм Роберта Мозеса, представляющий город как «машину роста» «машину развития», которая концентрирует все ресурсы и извлекает максимальную прибыль при минимальных затратах времени; «левацкий урбанизм», главная идея которого заключается в том, что города высокого модернизма совсем не пригодны для комфортной жизни; и наконец, самая молодая на сегодняшний день городская идеология – это хипстерский урбанизм, о котором далее пойдет речь [2]. Перед тем, как мы перейдем к идее преобразования городского пространства – хипстерскому урбанизму, стоит напомнить, какие составляющие элементы имеет в себе экологическая культура. Прежде всего, она включает в себя экологическое сознание людей, их отношение к окружающей среды, т.е. экологическое поведение, культурные ценности и блага природной среды (экологические ценности). Экологическая культура также представляет собой целостное представление людьми природы, окружающего мира и осознание положения экологии в городах, местах своего проживания и является частью системы социальных отношений в обществе, в т.ч. в едином городском пространстве. Прежде всего, подчеркнем: данный способ мышления и говорения о городе не имеет практически никакого отношения к тем, кого называют хипстерами (хотя они и являются сегодня главными потребителями преобразований, производимых в городской среде хипстерским урбанизмом) [1, С. 15]. Хипстерский урбанизм – это идеология, образ мыслей людей, желающих изменить свой город. Сформировать, превратить пространство города в воображаемое и так необходимое им место для жизни, встречи, удовольствия. Хипстерский урбанизм – идеология публики и публичности [4]. Он стремится к преобразованию города, ставя главной задачей – превратить город в «сцену», в место, где интересно, где хочется жить. Ян Гейл – датский архитектор, отец европейского хипстерского урбанизма выразил главную мысль этого подхода: «Не спрашивайте меня, сколько людей живет в этом городе — спросите, сколько получают от этого удовольствие» [1, С. 14]. Хипстеры способны прийти в городское пространство, преобразовать давно заброшенные и всеми забытые места в нем и сделать его интересным, «зелёным» и таким образом, вновь открытым для семейного отдыха, дружеских встреч, проведения различного рода общественных мероприятий. Здесь важно отметить, что все началось с небольшой группы людей, которая начала чувствовать себя в городе, как на оккупированной территории, где некуда пойти со своими детьми – город для жизни не предназначен [6]. Он делает город ухоженным. Одной из задач хипстеров является украшение зданий, вывеска афиш и плакатов, создание каких-нибудь цветочных икебан на улицах города, например к какому-нибудь городскому празднику или просто без повода, что внутреннее заставляет горожан прийти к порядку, начать ухаживать за городом, ведь множество усилий хипстерскими активистами было приложено к изменению города, и вот, эта мысль проникает в экологическое и нравственное сознание индивида и ведет к экологическим действиям по сохранению окружающей среды, сохранению чистоты и порядка на улицах. Например, раздельная утилизация мусора, чем не отражение идей хипстеров [1, С.14]? Как и сам © Бруцкая Ю.П., 2016 г.