УДК 316.334.52 Н.М. Горбунов РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТОЛЬЯТТИНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 1 Статья посвящена рассмотрению и анализу понятия стереотипов региональной идентичности молодого поколения, которые рассматриваются как комплексный социальный индикатор. Важно отметить, что данный индикатор свидетельствует об эффективности социальной политики на определенной территории (в регионе). Автор приходит к выводу, что современная школа является значимым социальным институтом, решающим проблему формирования у детей и подростков региональной идентичности в процессе как учебной, так и внеурочной деятельности. Именно в школьном сообществе у молодого человека может и должно быть сформировано ценностное отношение к родному краю. Ключевые слова: региональная идентичность, регион, социологическое исследование, социальная идентичность. Стереотипы региональной идентичности определяют жизненные стратегии россиян, их представления о личном успехе, социальных возможностях, социальной справедливости. В условиях модернизации социальных институтов и глобализации региональные идентичности являются наиболее динамичными структурами, они тесно связаны с процессами социальной мобильности и миграции [1]. Компонентами региональной идентичности, являются: самоидентификация – соотнесение себя с определенным регионом в определенном пространственном, административно-государственном отношении. Теория социального конструирования реальности позволяет проблемы региональной идентичности на уровне повседневных взаимодействий индивидов. Анализ идентичности в условиях общественных трансформаций был проведен в трудах Э. Эриксона. В зарубежной науке предметом исследований Э. Геллнера, Б. Андерсона, Э. Хобсбаума стала роль государства и политических элит в формировании идентичностей. В отечественной науке на основе изучения конкретной социальной практики об этом писали Л. М. Дробижева, В. А. Тишков, И. С. Кон, В. В. Коротеева, В. С. Малахов, Э. А. Паин, В. А. Шнирельман и др. Данные исследования приобрели особую актуальность, начиная с 90-х годов прошлого века. В концепции социального конструирования реальности, как отмечает Л. М. Дробижева, государственная, гражданская идентичность функционируют благодаря существованию в обществе этих категорий и систем классификаций, которые усваиваются личностью в процессе социализации. Значимость государственной, гражданской идентичности, так же, как и этнической формируется, если в процессах категоризации участвуют элементы знания, которые для личности представляют ценность. В соответствии со знаниями, полученными в школе, общении с родственниками, друзьями, под влиянием СМИ происходит формирование ценностей, выступающих регуляторами конструируемых ими идентичностей. Регион представляет собой «гомогенное пространство, выделенное самими людьми, имеющим физико-географическою, хозяйственную, этнокультурную и языковую общность, а также общность исторической судьбы» [2]. В связи с этим можно утверждать, что, понятие «региона» имеет довольно широкое содержание, которое формируется в соответствии с исследовательскими задачами. Существует точка зрения, согласно которой выделение региональной идентичности не вполне корректно в общей структуре идентичностей. В то же время другие авторы предпринимают попытки классифицировать и структурировать иерархию идентичностей и выделить в ней место региональной идентичности. В данном случае региональная идентичность рассматривается в качестве одного из уровней территориальной идентичности, при этом нижняя ступенька отдана локальной идентичности. Верхний «этаж» в иерархии территориальных идентичностей занимает национальная идентичность. В другой плоскости находится этническая идентичность, которая также © Горбунов Н.М., 2016 г.