primary logosecondary logo

Исследование стереотипов американского образа жизни(на примере г. Тольятти)

?
мнению респондентов, как правило, связано с созданием и развитием технологической и
научной дельности. Геополитическую и культурно-экономическую деятельность
респонденты оценивают негативно. Гипотеза о неоднозначности оценки сторон
американской деятельности в различных областях подтвердилась.
С помощью следующего вопроса, были выявлены основные каналы влияния:
«Индустрия быстрого питания» 54% (по 27% в каждой группе), «Использование
иностранных слов в русской речи» 44%, по 43% «Изучение английского языка» и «Образов
мирового кино», 37% говорят о действии «Моды на шоу-бизнес». Наименьшее влияние
происходит через «Глобализацию массовой культуры» 13%, «Рекламу товаров» 13%,
«Развитие субкультуры» 10%, «Распространение бытовой техники» 9%. На основе
полученных данных можно сказать, что гипотеза о рекламе, как основного канала влияния,
не подтвердилась.
Для анализа стереотипов важно знать, был ли у респондентов опыт поездки
непосредственно в США. Посещали США только 4% респондентов (старшее поколение 3%)
желание переехать возникло у 3%. Остальные 96% респондентов никогда не были в США.
«Хотели бы посетить США» 66%, «Не хотели» 23% (12% из первой и 11% из второй).
Исходя из полученных ответов, можно сказать, что желание посетить США высокое.
Следующий вопрос был направлен на выявление инструментов распространения
американского образа жизни. Большинство (82%) отметили в качестве такового СМИ,
следующими называемыми респондентами инструментами являются влияние моды (41%),
информационные технологии (37%) и политика (35%). Наименьшее влияние оказывают:
«экономика» и «культурная продукция» (по 23%).
Далее мы хотели узнать оценку отношений наших стран и оказали ли они влияние на
представления об американцах. Почти половина респондентов оценивают их как «плохие»
(49%), «В чем-то хорошие, в чем-то плохие» (37%), «затрудняются ответить» (13%) и
считают отношения хорошими только 1% (из старшей группы). Оценивая изменение
отношений за последние годы, больше половины опрошенных (56 %) говорят о том, что
мнение об американцах осталось прежним (по 33%), изменилось отношение в лучшую
сторону только у 1% (из первой группы), у 24% отношение изменилось к худшему (по 12% в
каждой группе), затрудняются ответить 9%. Можно сказать о том, что мнение практически
одинаково в обеих группах
В заключении, нам было необходимо выяснить, считают ли респонденты критику
данного образа жизни справедливой. Соглашаются с критикой 44% (21% – первая группа и
23% – вторая), «не согласны» - 24%, а «затрудняются ответить» - 32%.
На основе данных, полученных в ходе исследований, можно выделить ряд
закономерностей. В обществе преобладают скорее негативные оценки в отношении
американского образа жизни. Прежде всего, это связано с американской внешней политикой
в мире. Так же существует преобладание отрицательных стереотипов в отношении
«типичного американца», подобную особенность выделяли и другие исследователи [1, 3].
Однако желание посетить и отчасти подражать США существует среди представителей
обоих поколений. В заключении важно отметить, что основное распространение и
формирование стереотипов происходят через средства массовой культуры [4]. Тем самым,
можно сказать, что оценка Америки как «великой державы» с высокой степенью влияния,
неоднозначна, так как она содержит в себе большое количество противоречий относительно
многих аспектов.
Список литературы

1. Бодрийяр Ж. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000. – С. 206.
2. Неймер Ю.Л. Иммиграция в США, русская и иная // Мир России. Социология.
Этнология. – №1.– 2003.– С.121–137.
3. Руткевич Е. Д. Типология социального характера Д. Рисмена / Е. Д. Руткевич //
Социологические исследования. – 1993. – № 3. – С. 118–121.