УДК 316.4 Д.С. Лукина, Т.Ф. Шубина КРАУДСОРСИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА 1 Целью исследования является выявление значимости краудсорсинга в современном обществе. В статье данная технология рассматривается как современный механизм для взаимодействия власти и общества. Представлены примеры осуществления таких проектов как за рубежом, так и в России. Приведены результаты регионального социологического исследования. Ключевые слова: краудсорсинг, информационно-коммуникационные технологии, Интернет, Архангельск. Как отмечает М. Кастельс, «наше общество построено вокруг потоков: капитала, информации, технологий, организационного взаимодействия, изображений, звуков и символов» [1]. И современные социальные практики взаимодействия между властью и обществом сегодня формируются в пространстве сетевых коммуникаций. Развитие современных информационных технологий позволяет человеку активно участвовать в жизни общества, включаясь в различные формы коммуникаций и социальных акций, пробуя новые типы и модели отношений. Власть в сетевом обществе вынуждена менять методы и формы управления, искать новый стиль общения и взаимодействия с населением. Одним из способов такого взаимодействия с гражданами является технология краудсорсинга. Краудсорсинг («crowd» – «толпа», «sourcing» – «использование ресурсов») – передача установленных производственных функции неограниченному кругу лиц, согласовывающих при этом свою работу, используя коммуникативные технологии [2]. Данная технология позволяет органам государственной власти принимать наиболее эффективные управленческие решения с учетом мнения населения, предоставляя возможность высказать, обсудить и оценить предложения. Технология краудсорсинга также применяется для использования мнения граждан при разработке правовых актов, привлекая их непосредственно к разработке проектов нормативных документов, а не только для комментирования. Применение в государственном управлении краудсорсинга стало возможно только с развитием современных информационно-коммуникационных технологий. Анализ данных, которые приводит компания «Яндекс» относительно развития Интернета в России свидетельствует о достаточно высоких показателях темпов роста проникновения Интернета по населенным пунктам, что говорит о значительных ресурсах краудсорсинга для вовлечения в управление населения страны [3]. Положительный опыт мировых держав по проблемам взаимодействия органов государственной власти и населения в решении общественных, политических, правовых проблем с помощью краудсорсинга показывает эффективность новейших способов организации государственного менеджмента (пример Исландии, где по результатам народного обсуждения на референдуме была принята первая «краудсорсинговая» Конституция). Данный референдум стал «показателем стандарта прозрачности государственной политики и участия в ней граждан» [4]. Во многих зарубежных странах опыт гражданского краудсорсинга применяется при составлении общественных петиций. Данная возможность (онлайн коммуникация) впервые появилась в обращении к депутатам в Шотландии в рамках проекта E-Petitioner. Впоследствии шотландскому примеру последовали такие страны, как Великобритания, Германия, Финляндия и др. К началу 2013 г. количество государств, внедривших электронные петиции, составило 42 [4]. В России создан сайт «Общественное обсуждение законопроектов» [5], на котором любой желающий может подключиться к обсуждению проектов федеральных законов. На © Лукина Д.С., Шубина Т.Ф., 2016 г.