primary logosecondary logo

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства регионов центрального черноземья

УДК 334.02
А.В. Хорошилова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
1
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ
Статья посвящена состоянию малого и среднего бизнеса в Центрально-Черноземном регионе (на
примере Курской, Воронежской и Белгородской областей) и выявлению проблем, с которыми
сталкиваются представители малых и средних предприятий. Приводятся результаты опроса малого и
среднего предпринимательства Курской, Воронежской и Белгородской областей 2016 г.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, Центральное Черноземье.

Развитие малого бизнеса сегодня является актуальным и перспективным источником
повышения уровня жизни и эффективности производства, ведь малый бизнес способствует
укреплению экономической базы регионов, увеличивает общие объемы производства и
розничного товарооборота, создает благоприятную среду для развития конкуренции,
обеспечивает занятость значительной части населения, стимулирует внедрение достижений
научно-технического прогресса [1, с. 424].
Проведенное нами исследование было направлено на изучение текущего состояния
малых и средних предприятий Центрального Черноземья, а также выявление и сравнение
проблем, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия разных Курской,
Белгородской и Воронежской областей. В данном исследовании сбор первичной
информации осуществлялся методом анкетного опроса. Выборочная совокупность
составила 200 представителей малого и среднего бизнеса Центрального Черноземья .
Оценивая положение своего предприятия в настоящее время, 57,5% респондентов
отметили ровную и стабильную работу, 27,5% признались в некотором спаде своей
активности, и только 15% сочли, что их предприятие переживает подъем своей
деятельности. Что касается прогнозов на будущее, лишь 8% предпринимателей
оценивают свои перспективы как «отличные», большинство считает их хорошими
(46,5%), каждый третий респондент – удовлетворительными (36%). Перспектив развития
не видит только 1% опрошенных, 8,5% затруднились дать оценку.
Создание любого бизнеса нуждается в государственной поддержке, которая может
проявляться как форме стартового капитала, так и в консультативных услугах юристов и
специалистов. Результаты нашего исследования показали, что большая часть
опрошенных предпринимателей ЦЧ (84%) не получали поддержку от государства при
старте бизнеса. Что касается отдельно взятых регионов – из всех 16% предприятий,
пользовавшихся государственной поддержкой, большинство относится к Воронежской
области.
Анализируя ответы респондентов о конкретных мерах государственной
поддержки, стоит отметить, что 63% указали на то, что поддержки не было. Остальные
ответы в качестве самых распространенных методов поддержки отметили налоговое и
правовое консультирование (16% и 14,5% соответственно). Помощь финансового
характера, – такая, как микрофинансирование (8%), налоговые льготы (5%), гарантии по
кредитам (5%) и т.д., – была оказана в наименьшей степени.
Оценивая по 10-бальной шкале доступность вхождения на региональный рынок,
предприниматели Центрального Черноземья дали довольно высокую среднюю оценку –
7,1. Вместе с тем высоко и влияние административных барьеров на условия ведения
предпринимательской деятельности – оценка также 7,1. При этом стоит заметить, что
1

Работа выполнена в рамках проекта «Социокультурный потенциал модернизационных преобразований
регионов Центрального Черноземья» (№ 15-03-00506).
© Хорошилова А.В., 2016 г.

1