УДК 316.75 Ю.А. Абрамова ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 1 В статье представлены результаты отдельного аспекта толерантности, который рассматривает данное явление как ценность студенческой молодежи и особенности ее реализации в жизни. Ключевые слова: толерантность, студенческая молодежь, нетерпимость, жизненные ценности. Проблема формирования толерантности актуальна для современной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности, а также в связи с особенностями переживаемого периода – усилением внешних угроз, ростом национального экстремизма в отдельных регионах России. Из сложившейся ситуации можно выделить следующую проблему: с одной стороны, на данный момент ведется активная работа по формированию толерантности в студенческой молодежной среде, но с другой стороны уровень нетерпимости продолжает расти. Цель: выявить жизненные ценности студенческой молодежи и место толерантности среди них. Толерантность – черта сильных и умных людей, не сомневающихся в своих способностях продвигаться через диалог и разнообразие мнений. Необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой молодежью является студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества. Студенчество демонстрирует развитие личностного потенциала, профессионализма и возможности решать задачи любого государственного уровня. Поэтому наиболее значимой становится работа по распространению идей толерантности среди студенчества, как наиболее активной социальной группы, призванной в дальнейшем устанавливать диалогические связи между разными народами, культурами.[1, С. 357] Этим объясняется актуальность исследования толерантности студенческой молодежи на теоретическом и эмпирическом уровнях, анализа социальных и культурных предпосылок, а также тенденции её динамики. Толерантность, с позиций социологического подхода, рассматривается как длительный путь к выработке единого этноса - общей нравственной платформы, на которой могут формироваться принципы отношений, позволяющих каждому новому поколению идентифицировать себя с человечеством. Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что она даст шанс выжить цивилизации. Другие считают, что она служит для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество. Социологи определили потребность в соразмерности «себя с Другим» понятием «значимый Другой»: сущность человека, его самость проявляются лишь в диалоге с другим человеком. Такая модель общества, при которой определённая группа считается центральной, а все остальные группы соизмеряются и соотносятся с ней, является этноцентрической. Негативное влияние этноцентризма подтверждаются рядом социологических исследований в современной России: значительная распространённость отрицательных высказываний о людях других национальностей, их обычаях и традициях. Л.Дробижева справедливо отмечает, что «теоретическая трактовка толерантности имеет не только научное, но и идеологическое, политическое значение» [2, C.222]. Разработка методологических основ исследования толерантности приобретает особую актуальность в свете происходящей глобализации. Различные культуры, религии, цивилизации взаимодействовали и в разные периоды; нередко возникали вражда, нетерпимость. Однако их основные очаги были разделены территориально. Ныне © Абрамова Ю.А., 2016 г.