УДК 316.334 С.Н. Азадова, Р.Р. Хисамутдинова ВЛИЯНИЕ КИНО НА ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 1 Статья посвящена анализу влияния кино на формирование жизненных ориентаций современной российской молодежи. Проблема анализируется на основе проведенного исследования в областном центре, в ходе которого выделены предпочтения молодых людей в выборе фильмов, оценки характера и степени влияния кино на установки, решение актуальных проблем. Ключевые слова: кино, жизненные ориентации, базовые ценности, российская молодежь. В условиях нестабильной социально-экономической ситуации наиболее подверженной воздействию факторов риска является молодежь, находящаяся на этапе активной социализации. Формирование ценностных ориентаций российской молодежи происходит в условиях нарастания неравенства в социуме и усиления идеологического влияния внешнего окружения. Среди способов управления сознанием одним из наиболее влиятельных и наименее исследованных является кинематограф. Именно молодежь ходит в кинотеатры на просмотр понравившихся фильмов; часто они являются западного производства. Создаваемые кинематографом иллюзорная реальность и образы довольно часто проецируются молодыми зрителями на собственную жизнь и окружающий мир, что делает возможным отнести кинематограф к одному из эффективных средств воздействия на жизненные ориентации [2]. Цель статьи: определить характер воздействия кинематографа на формирование жизненных ориентаций российской молодежи. Между обществом и кино существует постоянная связь. На важную черту кинематографа указывает режиссер Д. Джармуш: «что бы ты ни делал в кино, ты всегда выбираешь, что показывать, и в этом смысле все равно манипулируешь зрительным восприятием реальности, как бы диктуя ему, что реально, а что – нет» [3]. Имея природу отражающего продукта, кино является зеркальным отражением состояния общества, характерных для него экономических, политических и социальных отношений. Представители аксиологического подхода (А. Грамши, Г. Маркузе) называют основной функцией кино – формирование сознания и образцов поведения. Предлагая зрителю определенную систему ценностей, тип поведения, которые продуцируются через образы героев и антигероев, кино побуждает к копированию, желанию добиваться цели, через те средства и методы, которые приносят успех персонажам кинофильмов. Одним из главных факторов, воздействующих на систему ценностных ориентаций личности, является социокультурная среда. Кино открывает новые стороны и взгляды на определенные аспекты жизни, с которыми можно согласиться или отвергнуть. Молодежь по фильмам открывает для себя мир и формирует свои жизненные ориентиры [1]. Эффективность технологий кинематографа в процессе формирования ценностных ориентаций молодежи зависит от степени удовлетворения познавательных, эстетических потребностей конкретной группы молодежи. Для реализации цели мы провели собственное исследование на тему «Влияние кино на формирование жизненных ориентаций молодежи», метод - анкетный опрос, опрошено 464 человека; среди них - школьники, студенты колледжей, студенты вузов, молодые специалисты. Получены следующие результаты в рамках поставленной цели. Анализируя жизненные ценности респондентов, мы подтвердили сохранение традиционного рейтинга ценностей российской молодежи: материальная обеспеченность (76%), крепкая семья (69%), здоровье (63%); выявили, что современное студенчество не является общественностью, которую можно было бы объединить общими ценностями; по © Азадова С.Н., Хисамутдинова Р.Р., 2016 г.
Комментарии
Влияние кино на жизненные ориентации российской молодежи
Как вы думаете, почему молодежь активно "глотает" фильмы и, в особенности, сериалы? Для поиска смысла, собственного саморазвития большинство продуктов киноиндустрии являются своеобразным наркотиком, а не светочем, способным озарить путь ищущего. В подтверждение можно привести сериалы, большинство которых клишированы и поверхностны.