primary logosecondary logo

Методология исследования социального капитала организации зарубежный опыт

?
УДК 316.354
Е. А. Балезина, Д. А. Булгакова, А.С. Дерюгин
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА
†
*
ОРГАНИЗАЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В статье рассмотрены подходы к определению социального капитала организаций и различные
методики его изучения – проанализирован опыт британских, финских и американских социологов.
Исследователи из Великобритании сделали акцент на неформальных связях внутри коллектива и их
влиянии на образование сетей социальных отношений в организации. Финские социологи изучали
социальный капитал каждого работника в отдельности, чтобы в дальнейшем создать агрегированный
показатель по рабочим подразделениям. Американское исследование ставило целью выяснить, как
общение работников IBM в закрытой социальной интернет-сети организации влияет на преодоление
ими трудностей на работе. Делается вывод о применении рассмотренных моделей для изучения
социального капитала российских организации.
Ключевые слова: социальный капитал организаций, зарубежный опыт.

Многие ученые сегодня по-разному подходят к определению социального капитала
организации. Одни определяют его через элементы или свойства пользующегося им
субъекта. Другие – рассматривают его сквозь призму источников, на основе которых он
формируется. Третьи предполагают определять социальный капитал организации через его
полезность и влияние на результат [цит. по 1, с. 28]. Некоторые исследователи (например, Д.
Нок) считают, что социального капитала организаций в целом не существует. Это мнение
основано на представлении о социальном капитале как о свойстве, присущем конкретному
индивиду, а социальный капитал организации рассматривается лишь как сумма социальных
отношений каждого члена компании [2].
В данной статье представлена противоположная точка зрения, согласно которой
социальный капитал организации рассматривается как «система социальных связей, а также
признанные нормы взаимной ответственности, отношения доверия и понимания, правила и
убеждения, формирующиеся в рамках локальных экономических сообществ» [3, с. 3].
Важным свойством социального капитала в этом понимании является то, что он
способствует более эффективной экономический деятельности членов и подразделений
организации как внутри, так и вне ее, а также оказывает поддержку в процессе внедрения
инноваций в организации.
Одним из методов измерения социального капитала организации является метод
социометрии. Примером использования метода социометрии можно считать исследование,
проведенное в британской фирме по поставке фруктов в середине 2000-х гг. Работников
предприятия просили назвать до 7 своих друзей на рабочем месте. Для каждого друга они
говорили, была ли эта дружба еще до работы, или она сформировалась непосредственно на
рабочем месте. Анализировалось, сколько вообще друзей имеется у работников на
предприятии [5, с. 6]. С точки зрения организации в целом рассматривались социальные
сети, каждая из которых включала в себя хотя бы 2 членов. Если работник А считал своим
другом работника Б, а работник Б считал своим другом работника В, то все 3 работника
принадлежали к одной социальной сети. Использовался коэффициент кластеризации,
который варьировался от 0 до 1. Чем он был больше – тем больше была вероятность, что
друзья работника А также дружат и друг с другом [5, с. 10].
Для изучения социального капитала организации более распространен опросный
метод. С помощью опроса можно выясняются те факторы, которые воздействуют на
формирование дружеских связей на предприятии. В вышеупомянутом исследовании

© Балезина Е.А., Булгакова Д.А., Дерюгин А.С., 2016 г.
*
Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ №16-03-00374 «Социальный капитал организации как
фактор модернизации российской промышленности (на примере предприятий Пермского края)»