УДК 316.354 Е. А. Балезина, Д. А. Булгакова, А.С. Дерюгин МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА † * ОРГАНИЗАЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В статье рассмотрены подходы к определению социального капитала организаций и различные методики его изучения – проанализирован опыт британских, финских и американских социологов. Исследователи из Великобритании сделали акцент на неформальных связях внутри коллектива и их влиянии на образование сетей социальных отношений в организации. Финские социологи изучали социальный капитал каждого работника в отдельности, чтобы в дальнейшем создать агрегированный показатель по рабочим подразделениям. Американское исследование ставило целью выяснить, как общение работников IBM в закрытой социальной интернет-сети организации влияет на преодоление ими трудностей на работе. Делается вывод о применении рассмотренных моделей для изучения социального капитала российских организации. Ключевые слова: социальный капитал организаций, зарубежный опыт. Многие ученые сегодня по-разному подходят к определению социального капитала организации. Одни определяют его через элементы или свойства пользующегося им субъекта. Другие – рассматривают его сквозь призму источников, на основе которых он формируется. Третьи предполагают определять социальный капитал организации через его полезность и влияние на результат [цит. по 1, с. 28]. Некоторые исследователи (например, Д. Нок) считают, что социального капитала организаций в целом не существует. Это мнение основано на представлении о социальном капитале как о свойстве, присущем конкретному индивиду, а социальный капитал организации рассматривается лишь как сумма социальных отношений каждого члена компании [2]. В данной статье представлена противоположная точка зрения, согласно которой социальный капитал организации рассматривается как «система социальных связей, а также признанные нормы взаимной ответственности, отношения доверия и понимания, правила и убеждения, формирующиеся в рамках локальных экономических сообществ» [3, с. 3]. Важным свойством социального капитала в этом понимании является то, что он способствует более эффективной экономический деятельности членов и подразделений организации как внутри, так и вне ее, а также оказывает поддержку в процессе внедрения инноваций в организации. Одним из методов измерения социального капитала организации является метод социометрии. Примером использования метода социометрии можно считать исследование, проведенное в британской фирме по поставке фруктов в середине 2000-х гг. Работников предприятия просили назвать до 7 своих друзей на рабочем месте. Для каждого друга они говорили, была ли эта дружба еще до работы, или она сформировалась непосредственно на рабочем месте. Анализировалось, сколько вообще друзей имеется у работников на предприятии [5, с. 6]. С точки зрения организации в целом рассматривались социальные сети, каждая из которых включала в себя хотя бы 2 членов. Если работник А считал своим другом работника Б, а работник Б считал своим другом работника В, то все 3 работника принадлежали к одной социальной сети. Использовался коэффициент кластеризации, который варьировался от 0 до 1. Чем он был больше – тем больше была вероятность, что друзья работника А также дружат и друг с другом [5, с. 10]. Для изучения социального капитала организации более распространен опросный метод. С помощью опроса можно выясняются те факторы, которые воздействуют на формирование дружеских связей на предприятии. В вышеупомянутом исследовании © Балезина Е.А., Булгакова Д.А., Дерюгин А.С., 2016 г. * Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ №16-03-00374 «Социальный капитал организации как фактор модернизации российской промышленности (на примере предприятий Пермского края)»