УДК 316.422+316.752 А.А. Боброва, А.В. Краличев, Т.В. Метелева ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ НА УЧАСТИЕ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 1 Статья посвящена актуальной проблеме инновационного потенциала современного российского общества. Дано понятие «инновация», описаны специфические особенности российского общества в контексте инновационного развития. С помощью линейного регрессионного анализа был раскрыт характер связи ценностных ориентаций респондента и участия его в инновационной деятельности. Представлены выводы о влиянии ценностей на инновационную активность. Ключевые слова: инновация, инновационный потенциал, ценностные ориентации, российское общество. В настоящее время, российское общество находится в состоянии затяжного перехода к качественно новой экономической и социальной реальности. Наряду с базовыми и традиционными социальными проблемами, острым углом встаёт вопрос низкого уровня инновационного развития. Современный мир вышел на прямой путь к постиндустриальному обществу, которое характеризуется инновационной реорганизацией различных сфер жизнедеятельности. Исследователи, изучая инновационную активность населения России, оперируют целым комплексом независимых факторов, гипотетически имеющих влияние на инновационное поведение. Одним из этих факторов является социально-психологический комплекс черт личности, в который входят ценностные ориентации. Данная категория имеет субъективный характер и не может репрезентативно распространятся на все общество, поэтому следует говорить о тенденциях и общих моментах в данном явлении. Следовательно, задаемся вопросом: существует ли взаимосвязь приверженности определенным ценностным ориентациям и готовности к участию в инновационном процессе? Располагая понятием «инновация», мы вкладываем в него, целенаправленное введение в употребление, отличительно нового или значительно улучшенного, при этом относительно стабильного, продукта, процесса, либо услуги. При этом область внедрения не ограничена экономическими рамками. Отличительным свойством инновации является направленность на обеспечение роста эффективности внедренного новшества, и как следствие, оно становится востребовано рынком. Начиная с 2005 года, Россия ставит перед собой цель повышения инновационного потенциала страны. В первую очередь, это один из элементов стратегии успешного выхода на мировой рынок и повышения конкурентоспособности [4, С. 1]. Анализируя публичную статистику по данной проблеме, мы можем отметить, что, по данным Федеральной службы государственной статистики на 2014 год, сопоставление совокупного уровня инновационной активности российских организаций, относительно других стран, даёт весьма безутешный результат. Несмотря на высокую интенсивность затрат на технологические инновации, Россия, среди остальных стран, имеет самый низкий удельный вес инновационной активности, который составляет 9,9%, что в сравнении с самым высоким показателем 75,2% (Израиль) выглядит, очевидно, малым [1, С. 300-316]. Говоря о столь неутешительных результатах, мы невольно задаемся вопросом: что же служит барьером инновационной активности в России? На наш взгляд, одной из основных причин, препятствующих развитию инновационной активности населения России, становится социокультурный барьер. Сопротивление развертыванию инновационной деятельности и нежелание менять привычный уклад бытности, кроется в менталитете русского человека. То есть, с социокультурной точки зрения, инновационной активности россиянина препятствует приверженность традиционного сложившегося уклада общества, а © Боброва А.А., Краличев А.В., Метелева Т.В., 2016 г.