УДК 316.77 Д.А. Булгакова СЛУХИ КАК СОЦИОКОММУНИКАТИВНЫЙ ФЕНОМЕН: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 1 В статье рассматривается апробированный инструментарий для изучения социокоммуникативного феномена слухов. Представлены вопросы, которые дали хороший результат при пилотажном исследовании. Даются рекомендации по изменению неудачно апробированных вопросов. Ключевые слова: слухи, инструментарий. На сегодняшний день не имеет смысла отрицать существование слухов в обществе. Независимо от подходов к их определению, это – объективно существующий феномен, обладающий следующими характеристиками: недостоверность, эмоциональность, отсутствие единого источника. Как отмечает А.П. Назаретян [3, С. 64-65], во-первых, слухи являются валидным источником информации об общественном мнении. Во-вторых, слухи есть катализатор социально-политических настроений и событий, что способствует прогнозированию общественных процессов. В-третьих, циркулирующие слухи формируют настроения, мнения, а значит и поведение людей. В информационном обществе исследователи отмечают снижение слухоустойчивости современных коммуникационных систем; вместе с тем повышается скорость распространения слухов и увеличивается эффективность их влияния на общество [см. об этом 1, С. 79]. Слухи – многогранный феномен, вследствие чего нельзя говорить о существовании универсальных алгоритмов противодействия слухам, методов их профилактики [2, С. 256]. Каждое из сообщений, содержащих недостоверную, неподтвержденную информацию, имеет неповторимую специфику, которая определяется тематикой слуха, каналом, по которому он передается, целевой аудиторией и рядом других факторов. Поэтому сегодня проблемой является отсутствие эффективных средств противодействия слухам. Чтобы разработать методы борьбы со слухами, необходимо получить как можно более полное представление об их генезисе в информационном обществе. Все это обуславливает актуальность изучения слухов как социокоммуникативного феномена. Сегодня большая часть слухов распространяется в Интернете, а именно – в социальных сетях: они позволяют людям передавать сообщения сразу многим друзьям [4, С. 1]. Социальные сети характеризует легкость распространения информации, доверие людей тому, что они получают от своих друзей, и короткий путь от отправителя к получателю, без учета территориальных границ [6]. При отсутствии официальных, установленных источников, люди могут использовать социальные сети для обмена важной информацией, быстро координировать действия [5]. В таких ситуациях слухи могут быть лучше доступной официальной информации. Вероятно, поэтому слухи об угрозе терактов осенью-зимой 2015 года получили широкое распространение в Интернете – они активно рассылались в социальных сетях и мессенджерах (Viber, WhatsApp и пр.). Причем на фоне внешнеполитических событий того времени сообщения выглядели весьма достоверно. Поэтому многие россияне стали распространять новости о задержании террористов-смертников в крупных городах и планируемых ими террористических актах. В статье рассмотрен количественный опросник для изучения слухов, апробированный в ходе пилотажного исследования, объектом которого выступили жители Перми в возрасте от 14 лет. В качестве предмета были выделены их мнения, оценки и поведение в случае столкновения с рассматриваемым слухом о терактах. Целью исследования была апробация инструментария, оценка того, насколько он позволяет охарактеризовать аудиторию, столкнувшуюся с конкретным слухом, по ряду признаков. Также в задачи исследования © Булгакова Д.А., 2016 г.