УДК 316.7 А.Е. Котомкина 1 ПОДАРОК В СЕМИОТИКЕ Статья посвящена рассмотрению подарка как информационно-символического феномена. Выделяются наиболее важные его характеристики, посредством результатов анализа содержания понятий «информация», «социальная информация» и «символ». Ключевые слова: семиотика, информация, социальная информация, символ, информационносимволический феномен. В социологии выделяется несколько основных подходов в изучении подарка: процесс купли-продажи подарка, подарок в повседневной жизни, социальное конструирование ритуалов дарения, подарок как инструмент формирования и поддержания социальных сетей, а так же подход к подарку с точки зрения семиотики. Анализу последнего подхода будет посвящена данная статья. В связи с тем, что феномен подарка рассматривается в русле семиотики, имеет смысл обратиться к раскрытию таких понятий, как семиотика, информация, социальная информация, символ и информационно-символический феномен. Автор учебного пособия «Семиотика: Язык. Природа. Культура» Н.Б Мечковская пишет: «Семиотика изучает знаки и знаковые системы как средства хранения, передачи и переработки информации в человеческом обществе, в природе и в самом человеке» [5, С. 6]. То есть семиотика – это наука, предметом изучения которой являются знаки и символы. Что касается определения термина «информация», то интересным кажется мнение В.А. Звегинцева, который пришел к выводу о том, что «...не следует думать, что понятие информации (как и знаний) имеет четкое и однозначное определение». Поэтому приведем несколько формулировок данного термина, которые наилучшим образом описывают данное понятие в контексте заявленной тематики. Ранее затронутый нами автор учебного пособия Н.Б. Мечковская формулирует следующее определение: «Информация – это все, что можно так или иначе сообщить, передать» [5, С. 9]. Думается, что наиболее обширным можно назвать формулировку А.Г. Мамиконова, который рассматривает информацию как некоторую совокупность сведений, определяющих меру человеческих знаний о каких-либо процессах, событиях, явлениях, фактах и об их взаимосвязи. Помимо этого, автор отмечает, что информация должна быть адресована конкретному получателю, то есть отдельной личности или некоторому множеству людей. Интересными, и подходящими к данной теме представляются суждения В.З. Коган, который указывает на то, что понятие информации применимо лишь тогда, когда имеется некое взаимодействие, в процессе которого передаются определённые сведения, здесь же отмечается, что у этих сведений обязательно должен быть потребитель, пусть даже воображаемый, потенциальный [4, С.12]. Что же касается вопроса о специфике социальной информации, то ценный материал для формирования ответа на него обнаруживается в работе В.Г. Афанасьева. Он утверждает, что социальна та информация, которая в первую очередь касается отношений людей, их взаимодействия, их потребностей, интересов и т. д. Автор дает следующие характеристики социальной информации: «активно воздействует на сознание и поступки людей…Она зачастую действует на человека подспудно…способна серьезным образом изменить образ мыслей, мнение каждого человека, а с ним и общественное мнение, формировать взгляды и поступки людей, соответствующие общественным требованиям» [1, С.53]. Далее речь пойдёт о представлении информации в символической форме. Следует отметить, что, наиболее широко используемой формой существования социокультурного символа является слово. Так или иначе, помимо преподнесения подарка в физическом виде, мы преподносим его и устно, говоря поздравления и пожелания получателю дара. Согласно В.Г. Афанасьеву, использование слова для передачи сигнала является условием уплотнения © Котомкина А.Е., 2016 г.