УДК 316.7 Д.А. Моховикова СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА 1 В данной статье рассматриваются социокультурные концепции современных российских исследователей на примере Н. И. Лапина и А. С. Ахиезера. Приведены основные черты концепций и того, и другого представителя. Помимо этого, также проведено небольшое сравнение описанных концепций как друг с другом, так и с концепцией одного из основателей социокультурного подхода – П. А. Сорокина. Ключевые слова: социокультурный подход, культура, социальность, общность, человек. Рассматривая концепции современных российских исследователей социокультурного подхода, прежде всего, стоит выделить Н. И. Лапина и А. С. Ахиезера. Нужно отметить, что их концепции выделяются своей строгостью методологических предпосылок и тщательностью обоснования. Как известно, социокультурный подход представляет собой единство культурного и социального. Каждый исследователь предлагает свое понимание этих двух понятий. Так, Н. И. Лапин под культурой понимает совокупность способов и результатов деятельности человека (идеи, ценности, нормы и т. д.), а под социальностью – совокупность взаимоотношений социальных субъектов, формируемых в процессе деятельности [3, C. 426]. В центре внимания исследователя должен находиться человек активный, то есть, являющийся многомерным био-социо-культурным существом и одновременно субъектом действия [2, C. 27]. Так как социокультурная концепция Н. И. Лапина имеет многомерный характер, то и общество в его представлении - большая самодостаточная социокультурная система, возникающая и изменяющаяся в результате действий и взаимодействий человека активного. Функции и структуры этой системы обеспечивают удовлетворение потребностей, ценностей и интересов субъектов деятельности системы. Субъектами деятельности же выступают как индивиды, так и социальные общности (группы, организации и т. д.). Характер общества определяется типом антропосоциетального соответствия, относящегося к основным принципам социокультурного подхода. На этом основании Н. И. Лапиным выделились два возможных типа общества. Первый – общество с господством традиционалистских ценностей, в которых существует приоритет предписанных норм и правил поведения субъектов. Второй – общество с преобладанием либеральных ценностей, то есть свобод и ответственности людей, возможностей их для целерациональных инновационных действий. В своей концепции социокультурного подхода Н. И. Лапин рассматривает и структуру социального действия индивида. Оно находится на пересечении двух осей – рефлективной и коммуникативной, причем каждая ось сопряжена с одной из четырех функций – жизнеобеспечения, целеполагания, идентификации или взаимодействия. Каждая из функций, в свою очередь, сопряжена с одной из групп жизненных потребностей индивида. Рефлективная ось фиксирует базовую способность человека разумного к мышлению, без которого не будет социального действия. У этой оси два вектора: анализ и синтез. Анализ обращен в сторону функции жизнеобеспечения, она понимается как конкретное решение любых задач, значимых для существования индивида. Анализ совершается через синтез, то есть путем соотнесения с базовыми ценностями индивида. Так реализуется вторая функция – целеполагание. На коммуникативной оси находятся ценности. С помощью культуры формулируется функция идентификации с теми ценностями и нормами, которые индивид усваивает в процессе социализации. А функция взаимодействия представлена взаимодействиями с другими социальными субъектами (индивидами, общностями), именно она реализует включение человека разумного в социальную структуру © Моховикова Д.А., 2016 г.