УДК.316.334.56 А.В. Прокофьева, Е.В. Ильиных МЕТОДИКА МЕНТАЛЬНОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ 1 ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА Статья посвящена вопросам методологии изучения городского пространства, а именно описанию одной из современных методик – «ментальному картографированию». «Ментальное картографирование» является набирающим все большую популярность инструментом изучения города. В данной статье описаны: теоретическое обоснование данной методики, а также опыт её применения в рамках исследования парка им. Чехова города Перми. Ключевые слова: ментальные карты, картографирование, методика исследования города Одним из инструментов исследования городского пространства является методика «ментального картографирования». Описываемая методика получила своё развитие благодаря исследованию городского пространства К. Линча и получила подробное изложение в его работе «Образ города». Методика ментального картографирования исследователя представляла собой «интервью с «просьбой нарисовать эскизный план города, дать детальное описание нескольких путешествий по городу, перечислить и кратко описать те его части, которые наиболее четко и живо закреплены в памяти»» [2, С. 140]. В настоящее время существуют несколько трактовок методики «ментального картографирования», остановимся подробнее на одном из вариантов, а именно, на трактовке ментальных карт как изображения местности, выполненного информантом по просьбе исследователя. Примерами использования данной методики картографирования в настоящее время могут служить: исследование Е.Ю. Герасимовой и С. А. Чуйкиной [5, С. 211], исследование города А.Е. Карпова [5, С. 211], исследование района «Китай-город» города Москвы К.П. Глазкова [1], применение методики «ментального картографирования» Н.В. Веселковой [3] и другие. Остановимся подробнее на теоретическом аспекте построения ментальных карт. В своей статье, посвящённой вопросам методологии построения ментальных карт города, кандидат социологических наук Н.В. Веселкова выделяет четыре методических критерия, обусловливающих процедурные особенности сбора и анализа информации, получаемой в результате ментального картографирования [3, С. 6-12]. Во-первых, изучаемые представления визуализированы. «Ментальные карты – это не продолжение или дублирование («иллюстрация») вербальной информации, а самодостаточный эмпирический материал, где визуальное является центральным, приоритетным». Во-вторых, ментальные карты визуализируют представления о местности. Ментальная карта респондента должна выражать его представления об изучаемом пространстве. В-третьих, респондент является непосредственным создателем ментальной карты. Раскрывая данный критерий, следует отметить, что в случае с нанесением на карту наблюдаемых явлений рукой исследователя, речь идёт о «социальном картографировании». Ментальное картографирование подразумевает заполнение предлагаемой карты информантом самостоятельно. В-четвёртых, целью создания ментальной карты является дальнейшее её использование в рамках исследования, т.е. карта создаётся для исследования, а не для развития памяти, индивидуального самовыражения и др. (в этом заключается главное отличие «ментальной карты» от «интеллект-карты»). Заметно возобновление интереса к использованию данной методики в исследовании не только образа города в целом, но и конкретных зон городского пространства (см вышеупомянутое исследование «Китай-города»). Так в рамках комплексного социологического исследования парка им. Чехова города Перми, проведенного летом 2016 года, была использована методика «ментального картографирования» в сочетании с 2 методами наблюдения и формализованного интервью . Указанный метод работал на Исследование проводилось в рамках разработки «Концепции развития Парка им. Чехова» © Прокофьева А.В., Ильиных Е.В., 2016 г. 1