УДК 316.647.8 И.А.Рожина ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ РУССКИХ 1 В статье представлен обзор исследований авто- и гетеростереотипов русских. Рассмотрены направления изучения и проанализированы типы, особенности и условия формирования этнических стереотипов. Ключевые слова: этнос, этнический стереотип, авто- и гетеростереотипы. Россия является полиэтнической страной и включает в себя много этносов (более 190) со своими характерными чертами. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года, русские составляют около 80% населения, являются многочисленной группой, составляют основу для консолидации и интеграции общества. Исследование самовосприятия и этнической идентичности представителей этноса является одним из актуальных направлений в современной этносоциологии. Межэтнические отношения и этнические стереотипы взаимообуславливают друг друга. С одной стороны, отношения, сложившиеся между этносами, влияют на этнические стереотипы, а с другой стороны, этнические стереотипы могут повлиять на то, как будут складываться межэтнические отношения. Положительные стереотипы способствуют межэтническому взаимодействию, в свою очередь отрицательные стереотипы могут затруднять это взаимодействие. Мы наделяем представителей другой этнической группы качествами, которые, на наш взгляд, присущи им. Но не всегда эти представления отражают реальность. Изучение этнических стереотипов может помочь проанализировать характер межэтнических отношений. Этнические стереотипы напрямую связаны с понятием этнос. Этнос — это устойчивая совокупность людей, проживающая на определённой территории, объединенная общим происхождением, языком, культурой, бытом, самосознанием и самоназванием. Автором понятия «этнос» считается С. М. Широкогоров, основатель теории этноса. По С. М. Широкогорову, этнос – это «группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп»[9]. Стереотип – это «совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям»[1]. Впервые, понятие «стереотип» было введено в научный оборот американским психологом У. Липпманом в 1922 г. Под стереотипом он понимает обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Таким образом, этнический стереотип представляет собой устойчивый, эмоционально окрашенный образ о каком-либо этносе в целом, либо об отдельных его представителях. Исходя из определения, можно выделить свойства этнического стереотипа. К ним относятся эмоционально-оценочный характер, устойчивость к новой информации, согласованность между членами группы относительно представлений о другой группе [6]. В статье Г. Ю. Сагдуллиной об авто- и гетеропредставлениях о русском характере говорится, что на становление этнических стереотипов влияют три группы условий. Первая группа условий связана с особенностями политической, экономической, религиозной сфер общества, т.к. они формируют определенный набор ценностей и норм. В качестве второй группы условий формирования этнических стереотипов выделяются социальнопсихологическое представление ценностей и норм внутри группы, т.к. важна идентификация с группой. Третьей группой являются индивидуально-психологические особенности личности[4]. В рамках этнического стереотипа выделяют автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы – это представления о себе, т.е. о своем этносе. Гетеростереотипы – это представления о других этносах. Авто- и гетеростереотипы являются взаимосвязанными © Рожина И.А., 2016 г.