УДК 159.9.072.43 Червякова К.С. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ И ИНТЕРНЕТЗАВИСИМОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В статье раскрываются практические исследования чувства собственной значимости и интернетзависимости, показан корреляционный анализ при помощи программы Microsoft Excel. Показана динамика взаимосвязи интернет-зависимости и чувства собственной значимости в юношеском возрасте. Ключевые слова: интернет-зависимость, чувство собственной значимости, взаимосвязь, юношеский возраст. Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, большая часть которых - студенты. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности и получения удовольствия. Поэтому профилактика Интернет-зависимости в студенческой среде становятся особенно актуальной в последнее время, так как в большинстве своем именно среди студентов выявляется наибольшая часть интернетзависимых. Главной движущей силой поведения и жизнедеятельности человека является стремление к значимости собственной личности, со всевозможными нюансами (А. Адлер, А. Маслоу, А.И. Розов, Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова, А.С. Шаров) [3]. Человек – это целостная самоуправляемая, саморегулируемая и саморазвивающаяся динамическая система, которая может самосовершенствоваться в соответствии с поставленными целями и принятыми ценностями. Люди стремятся к значимости не только для других, но и для себя и в себе. Чувство собственной значимости – это ощущение, приписывание себе некой значимости в социокультурном плане, независимо от сферы деятельности, это то, каким человек видит себя в будущем, что будет определять направленность его жизни [4]. Психологические особенности юношеского возраста изучались такими авторами, как З. Фрейд, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, А.С. Шаров, Д.Б. Эльконин. Особое внимание уделяется проблеме деструктивного поведения юношей, его форм и факторов его формирования. Разработкой этого вопроса занимались такие авторы, как Т.В. Драгунова, Л.Ю. Иванова, Е.Н. Туманова, С.В. Фролова [2]. Особенности деформации существенных для развития личности в юношеском возрасте психологических характеристик, обусловленность отклоняющегося поведения характерологическими особенностями личности, дисгармоничностью развития характера рассматривались также в работах А.А. Александрова, Е.В. Заики, Н.П. Крейдун, А.С. Ячиной [1]. Исследование проходило в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В исследовании приняли участие 20 человек юношеского возраста (10 1 мальчиков и 10 девочек) проживающих в городе Омске, учащиеся 3 курса ОмГПУ. Этапы проведения работы: На подготовительном этапе был проведен сбор данных об эффективности выбранных методов и методик, подбор диагностического инструментария по проблеме чувства собственной значимости и интернет-зависимости. Подбор методов и методик осуществлялся по ряду критериев: соответствие возможностей методики цели и задачам исследования, информативность – получение большого объема информации при оптимальном количестве задействованных методик. Выбранные методики в наибольшей степени соответствовали цели нашего исследования. © Червякова К.С., 2016 г.