УДК 303.68 А.С. Шляпина ФОКУСИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ И ФОКУС-ГРУППА: РАЗЛИЧИЕ МЕТОДОВ 1 Статья посвящена выявлению и обоснованию отличительных особенностей методов фокусированного интервью и фокус-групп, через сравнительный анализ сходств и различий этих методов. Анализ построен на сравнении объекта, предмета, методик и процедур каждого из методов. Ключевые слова: фокусированное интервью, фокус-группы, качественные методы в социологии, Мертон. В научной литературе можно столкнуться с такой формулировкой понятия: «метод фокус групп – это метод фокусированного интервью…», однако, стоит задуматься: можно ли ставить знак равенства между двумя этими понятиями? Или стоит рассматривать их отдельно друг от друга? Именно эти вопросы будут рассмотрены в данной статье. Сначала разберемся: «что такое фокусированное интервью?». Термин фокусированное интервью был введен Р. Мертоном, М. Фиске и П. Кендаллом в работе «Фокусированное интервью». Именно там и стоит искать основные постулаты этого метода. Главной характеристикой, является то, что оба метода основаны на интервью, причем глубокого характера. Обратим внимание, что авторы выделяют четыре особенности фокусированного интервью, которые, как они считают, отличают его от всех других методов качественного анализа. При этом проведем сравнительный анализ с методом фокус-групп. 1. Фокусированное интервью - «Известно, что интервьюируемые лица были участниками некоторой определенной ситуации» [5, с. 12], т.е. респонденты посмотрели фильм, прочли книгу, участвовали в митинге и прочее. Данный критерий можно увидеть и в методе фокус-групп: каждый из интервьюируемых обязан быть носителем проблемы или определенных характеристик, которые релевантны заявленному исследованию. 2. Вторая особенность: предварительный анализ ситуации и сбор опыта других исследований и прочего. И снова в обоих методах есть такая характеристика, так как благодаря этому выявляются важные стороны проблемы и есть возможность постановки каких-либо гипотез. 3. Третий критерий: разработка руководства проведения интервью. И вновь нет никаких сомнений в том, что эта особенность присуща и методу фокус-групп. 4. Интервью фокусируется на личностных оценках респондентов определенных аспектов ситуации или оценки её в целом, что также является основным предметом метода фокус-групп. «Недостаточно узнать, что интервьюируемый расценивает ситуацию как "неприятную", "тревожную" или "стимулирующую" – это обобщающие суждения, за которыми может скрываться масса интерпретаций. Цель состоит в том, чтобы более точно выяснить, что означает в данном контексте "неприятный", какие конкретно чувства были вызваны, какие личные ассоциации возникли» [5, с. 13]. Стоит заметить, что нет никаких указаний на то, сколько респондентов должна включать беседа: проводится ли это фокусированные интервью индивидуально или с группой – не ясно. В то время как, фокус-группа четко вводит нас в рамки именно групповой дискуссии. Так как же проводятся фокусированные интервью? Авторы рассматривают возможность проведения фокусированного интервью как с одним респондентом, так и с группой. Рассмотрим предмет изучения методов. Предметом фокус-групп является спектр мнений респондентов и причины формирования этих мнений, поведений и др. Из предмета вытекает цель исследования, поэтому для фокус-групп целью является достижение понимания мотиваций реального или потенциального поведения или отношения респондентов [3]. © Шляпина А.С., 2016 г.