Предмет фокус-группы обращен к анализу спектра мнений по изучаемой проблеме, поиску объяснения поведения людей. Предмет фокусированного интервью – стимулы и реакции респондента, основанные на его эмоциональном опыте. Даже цели двух методов различны: фокус-группы формулируют ее как «понять мотивацию реального или потенциального поведения человека», а фокусированное интервью обозначает: «стремление получить как можно более достоверную и полную информацию». Обратим внимание на то, какой метод является основным для каждого из предметов изучения. Для фокус-групп это интроспекция с возможностью обращения к ретроспекции. В фокусированном интервью ретроспекция, в основе которой лежит интроспективный анализ. Методики двух методов схожи: это нестандартизованные прожективные методики, однако, стоит отметить, что различия основных методов, ведут к использованию дополнительных методик. Так, в методе фокус-групп используются неструктурированные, полуструктурированные и структурированные вопросы, а фокусированное интервью обращается к идентификации, контролируемому проектированию и параллельному опыту. Процедуры проведения похожи: в обеих требуется наличие модератора, который направляет дискуссию. Однако Мертон и соавторы обращают внимание на важность направления дискуссии респондентами, выявляя новые проблемы и аспекты тем. При анализе данных в обоих методах необходимо учитывать темы, заданные исследованием, а также те, с которыми модератор столкнулся в процессе обсуждения. Однако, в фокус-группах, так же важно помнить о групповой динамике и при анализе учитывать влияние мнений респондентов друг на друга. Таким образом, благодаря более широким границам объекта и предмета, фокусированное интервью способно решать больший спектр задач и проблем, нежели метод фокус-групп. Кроме того, использование разных методов (ретроспекции и интроспекции) влечет за собой кардинальные различия в используемых методиках. Довольно сложно сказать, какой из них способен дать более точную и полную информацию о респонденте и его переживаниях, ведь все зависит от целей и задач исследования. Однако, можно сказать, что используя метод ретроспекции, фокусированное интервью способно узнать «причину причины», т.е. понять, с какими событиями прошлого связано определенное мнение или суждение, в то время как, метод интроспекции в фокус-группах говорит лишь о том, какие чувства есть сейчас, никоим образом не связывая их с прошлым респондента. (Опять же, если это не указано в целях и задачах исследования.) Несомненно то, что оба метода имеют ряд схожих черт: исследования в рамках группы респондентов. К тому же процедура проведения и анализа данных во многом схожи. Это невольно наводит на одну мысль. Поскольку фокусированное интервью появилось раньше, чем метод фокус-групп, и поскольку в работе Мертона и соавторов есть указание на групповое интервью, то можно ли предположить, что метод фокус-групп когда-то был частью фокусированного интервью? Можно ли сказать, что в силу веянья моды XX-годов, групповые интервью стали более востребованными и превратились в самостоятельный метод – метод фокус-групп, ведь точного временного отрезка и определенного автора у этого метода нет. Однако, все это лишь предположения. В ситуации же XXI века, можно точно и четко сказать: фокус-группы и фокусированное интервью – два разных метода и путать их, называя метод фокус-групп фокусированным интервью нельзя! Список литературы 1. Белановский С.А. – Метод фокус-групп. – М.: Издательство Магистр, 1996 г. – 272с. 2. Гринбаум М. – Учебник и практическое руководство по фокус-групповым исследованиям – Lexington Books_D.S.Heath and Company_Massachusetts / Toronto, 1998 г. – 120с. 3. Дмитриева Е.В. – Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 1998 г. – 144с.