УДК 316.334.52 К.А. Коркина ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ АМЕРИКАНСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ТОЛЬЯТТИ) 1 С развитием глобализации происходило активное проникновение элементов американской культуры в нашу повседневность. Однако со временем уже сформировавшиеся представления, подвергаются изменениям. В данной статье приведен анализ существующих стереотипов американского образа жизни, на примере жителей г.о. Тольятти. Выделены основные стереотипы, механизмы их формирования. По результатам исследования сделаны выводы о стереотипах, а также отношение к американской культуре, в общем. Ключевые слова: стереотипы образа жизни; американский образ жизни. На протяжении долгих лет в мировом сообществе культивировался «светлый образ Америки». Страны свободы, безопасности и с «правом на поиск счастья» [5]. Продвижение «красивой американской жизни» особенно происходило в СССР. Начиная с 60-х годов 20 века через «железный занавес» происходило культурное вторжение идеи «Американской мечты». Уже к 70–90-м годам происходило перенимание американского стиля, музыки и идеологии. Данная идея настолько оказалось удачной, что за 180 лет, в период с 1820 по 1999 г., из разных стран мира на территорию современных Соединенных Штатов прибыло более 65 миллионов иммигрантов [2]. Все это стало фактором успешной саморекламы и влияния на массы через культуру. Однако с развитие глобализации, урбанизации и американской политической деятельности в обществе изменялась и «Американская мечта». Для того чтобы выявить отношение, существующие стереотипы и каналы их формирования, нами был проведен опрос жителей г. Тольятти. Гипотезы исследования были построены на основе сравнения мнений жителей по двум возрастным группам «18–25лет» и «35–60лет», поэтому выборочная совокупность представлена в пропорции 50/50. Для начала, нам было важно выяснить, уровень знания английского языка. Уровень знания языка оказался невысоким: «Читаю, перевожу со словарем» 28% (первая группа – 15% и 13% – второй возрастной группе) и «Не владею» 20% (второй возрастной группы 18%). Поверхностное представление имеют 18%, «Могут объяснить и читать» 15%. Хорошо говорящих, пишущих и читающих набралось не так много, всего 10% (7% – из первой группы и 3% – из второй), примерно такая же картина обстоит и респондентами, выбравшими вариант ответа «понимаю устную речь, читаю» всего 9% (6% первая группа, 3% вторая группа). На основе полученных данных можно придти к выводу, что уровень знания английского языка выше у представителей молодого поколения. Однако стоит отметить, что большое количество респондентов не обладают высокими знаниями. Далее нам необходимо узнать, что жители города понимают под выражением «американский образ жизни». Большинство респондентов понимают, как «Образ жизни граждан США» – 66% (по 33% в обеих группах). Следующими по популярности оказались варианты: «Массовый образ жизни, навязанный СМИ» и «Меркантильный образ жизни, деньги возведены в культ» по 32% (17% молодое поколение и 15% - старшее поколение). Вариант «Исключительный образ жизни с особенным характером и судьбой» выбрали 23% (12% – вторая группа и 11% – вторая группа). Наименьшее число респондентов выбрали варианты «Передовой» - 16 % и «Образ жизни изобилия, свободы и равенства» – 14%. На основе полученных данных можно сказать о том, что американский образ жизни трактуют скорее негативно. Преобладание негативных оценок со стороны молодого населения опровергает гипотезу о положительном отношении данной возрастной группы. © Коркина К.А., 2016