ции – поиск точек сопряжения общероссийских историко-культурных парадигм и особенностей, присущих региональным процессам. Подводя итоги реализации трех выставочных проектов, связанных с книгой, можно сделать следующие выводы: 1. В каждом последующем книжном выставочном проекте ставилась новая цель, ориентированная на решение системного круга задач: организационных, экспозиционных, просветительских и т. д. 2. Реализация представленных выставочных проектов преследовала цель апробировать на практике различные варианты представления посетителям музея классической части художественного собрания галереи. В ближайшей перспективе галерея должна изменить свое местопребывание, что серьезно изменяет и формат основной экспозиции. Поэтому актуален поиск эстетически выразительных и просветительски-эффективных (интересных для потенциального потребителя: школы, cсузы и вузы) вариантов экспонирования книги и других артефактов, формирующих целостные историко-культурные и формальнотипологические комплексы. 3. Важная роль в организации экспозиционного формата была отведена цифровым ресурсам и инструментам. (Уровень отбора материала с использованием системы КАМИС; экспозиционная систематизация музейных объектов и организация доступа к ним посетителей музея через группу программных продуктов; постэкспозиционная история проекта, получающая продолжение в 3D-формате на специализированном интернет-ресурсе). BOOK AS A DIGITAL RESOURCE OF THE MUSEUM DISPLAY: INSTITUTIONAL TRADITIONS AND METHODOLOGICAL INNOVATIONS Martynov I.N. Perm State Art Gallery, 4, Komsomolsky ave., Perm, Russia, igor_martynov@bk.ru The article focuses on some practical questions concerning exhibiting book culture objects in Perm Art Gallery. Three exhibition projects of the gallery presented in 20152016 solved the problems of effective exhibition decisions available for different viewers. The displays united the resources of different Perm institutions (museums, libraries, and private collections), that aim at preserving and popularization of book as a substantial object of cultural heritage. The exhibitions were complex in structure and regarded book as an art and history phenomenon, that combines literature, design structure and printing elements. In the displays, the important role was given to the digital instruments and resources that could vary the space of the exhibition. Key words: IT, information technologies, digital instruments, art and historical heritage, museum, gallery, culture, Perm, books, exhibit, supervisor, display designer, visualization, interactivity, computer programme, multimedia, 3D panorama, virtual tours. 185