primary logosecondary logo

теоретические вопросы эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях

?
УДК 37.013
Г.В. Григоренко
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1

Предлагается общая характеристика эффективности здоровьесберегающей деятельности; изложены
основные дидактические и воспитательные факторы, которые способствуют достижению цели
обучения.
Результаты
проведеного
автором
социально-педагогического
исследования
свидетельствует о том, что дальнейшего научного изучения требуют проблемы разработки
воспитательных технологий формирования
у учащихся здоровьетворческой
мотивации и
ценностного отношения к здоровью.
Ключевые слова: интерактивные педагогические технологии, здоровье, общеобразовательное
учреждение, мотивация, здоровый образ жизни.

Концепция сохранения здоровья и здорового образа жизни, формирование культуры
здоровья подрастающего поколения является основным лейтмотивом социальной и
образовательной политики государства. Решение ее основных положений возлагается на
образовательные учреждения, которые, по мнению Л.Ващенко, В.Григоренко, Л.Ивановой,
С.Омельченко, М.Пазыркиной, Н.Третьяковой, Ю.Шкребтий предполагают системную
здоровьесберегающую
деятельность
на
основе
личностно-ориентированного
и
компетентностного подхода, который является методом социально-педагогического
моделирования результатов образовательного процесса [1,2,3,4,5].
Целью
данной
статьи
является
исследование
теоретических
аспектов
здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, в ходе которого мы
активно использовали следующие методы исследования (анализ, синтез, сравнение,
обобщение), эмпирические (наблюдение, анкетирование, эксперимент), а также методы
математической статистики.
В контексте нашей работы понятие «здоровый образ жизни» мы рассматривали, как
личностные и социальные условия, образ жизнедеятельности человека, соответствующие его
наследственности, конкретным особенностям, направленным на развитие, сохранение и
усовершенствование психосоматического здоровья, полноценное исполнение личностью ее
социально-биологических функций, достижение продуктивного долголетия.
Здоровый образ жизни предусматривает создание и реализацию осознанных
личностью совокупности мероприятий, ценностных ориентаций, необходимых для создания
здоровых социальных условий для обучения, развития и трудовой деятельности,
общественной самореализации, которые формируются в процессе социально-педагогической
деятельности образовательных учреждений.
Здоровьесберегающая деятельность рассматривается нами как полноценный комплекс
медицинских, гигиенических, социально-педагогических мероприятий, направленных на
сохранение, развитие, усовершенствование здоровья и улучшение качества образования
учащихся.
Наши исследования состояния здоровья учащихся образовательных учреждений
свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии их психосоматического здоровья, а
возрастная динамика индекса здоровья (показатель резистентности организма, который
рассматривается, как соотношение количества учащихся, не болевших на протяжении
учебного года к общему количеству обучающихся в классе, группе, учебном заведении),
характеризуется следующими показателями:а) низкий уровень – 15-20%; б) средний уровень
– 25-40%; в) высокий уровень – 60-90%.
Выявленная нами динамика свидетельствует о наличии проблем в состоянии здоровья
учащихся, в поисках путей их решения и которые могут быть разрешены только в условиях
системной здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
© Григоренко Г.В., 2017 г.