УДК 37.013 Г.В. Григоренко ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1 Предлагается общая характеристика эффективности здоровьесберегающей деятельности; изложены основные дидактические и воспитательные факторы, которые способствуют достижению цели обучения. Результаты проведеного автором социально-педагогического исследования свидетельствует о том, что дальнейшего научного изучения требуют проблемы разработки воспитательных технологий формирования у учащихся здоровьетворческой мотивации и ценностного отношения к здоровью. Ключевые слова: интерактивные педагогические технологии, здоровье, общеобразовательное учреждение, мотивация, здоровый образ жизни. Концепция сохранения здоровья и здорового образа жизни, формирование культуры здоровья подрастающего поколения является основным лейтмотивом социальной и образовательной политики государства. Решение ее основных положений возлагается на образовательные учреждения, которые, по мнению Л.Ващенко, В.Григоренко, Л.Ивановой, С.Омельченко, М.Пазыркиной, Н.Третьяковой, Ю.Шкребтий предполагают системную здоровьесберегающую деятельность на основе личностно-ориентированного и компетентностного подхода, который является методом социально-педагогического моделирования результатов образовательного процесса [1,2,3,4,5]. Целью данной статьи является исследование теоретических аспектов здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, в ходе которого мы активно использовали следующие методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, анкетирование, эксперимент), а также методы математической статистики. В контексте нашей работы понятие «здоровый образ жизни» мы рассматривали, как личностные и социальные условия, образ жизнедеятельности человека, соответствующие его наследственности, конкретным особенностям, направленным на развитие, сохранение и усовершенствование психосоматического здоровья, полноценное исполнение личностью ее социально-биологических функций, достижение продуктивного долголетия. Здоровый образ жизни предусматривает создание и реализацию осознанных личностью совокупности мероприятий, ценностных ориентаций, необходимых для создания здоровых социальных условий для обучения, развития и трудовой деятельности, общественной самореализации, которые формируются в процессе социально-педагогической деятельности образовательных учреждений. Здоровьесберегающая деятельность рассматривается нами как полноценный комплекс медицинских, гигиенических, социально-педагогических мероприятий, направленных на сохранение, развитие, усовершенствование здоровья и улучшение качества образования учащихся. Наши исследования состояния здоровья учащихся образовательных учреждений свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии их психосоматического здоровья, а возрастная динамика индекса здоровья (показатель резистентности организма, который рассматривается, как соотношение количества учащихся, не болевших на протяжении учебного года к общему количеству обучающихся в классе, группе, учебном заведении), характеризуется следующими показателями:а) низкий уровень – 15-20%; б) средний уровень – 25-40%; в) высокий уровень – 60-90%. Выявленная нами динамика свидетельствует о наличии проблем в состоянии здоровья учащихся, в поисках путей их решения и которые могут быть разрешены только в условиях системной здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. © Григоренко Г.В., 2017 г.