primary logosecondary logo

Социальная работа и человеческий потенциал

?
УДК 364.01
В.М. Нилов

1

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
В статье рассматривается роль социальной работы в развитии человеческого потенциала и
человеческого потенциала как источника ресурсов социальной работы. Автор доказывает
необходимость учета в социальной работе биосоциального потенциала пользователей социальных
услуг.
Ключевые слова: человеческий потенциал, компоненты потенциала, социальная работа.

Социальная работа в России, пройдя в 1990-е гг. период становления, в последние
пятнадцать—двадцать лет динамично развивается. За это время она впитала и адаптировала
многие методологические подходы и технологии зарубежной социономии, а также накопила
и свой определённый опыт оказания социальной поддержки разным группам населения.
На современном этапе существенное значение приобретают дальнейшая разработка
теоретических и технологических основ отечественной социальной работы, позволяющих
обеспечить внедрение эффективных социальных нововведений. В числе таких
перспективных теоретических направлений в контексте социальной работы являются
ресурсный подход. Как отмечают исследователи, «активизация собственного ресурсного
потенциала изменяет отношение клиента…к процессу социальной работы с ним, делая его
взаимодействие с социальной службой более партнёрским и взаимоконтролирующим» [4,
с.82]. В свою очередь такой подход способствует повышению уровня человеческого
потенциала пользователей социальных услуг, отдельных социальных групп, а также
общества в целом.
В основе многих технологий социальной работы лежит взаимодействие с человеком,
обладающим определенным индивидуальным потенциалом адаптации и развития. Этот
потенциал складывается из тех ресурсов, с помощью которых можно активизировать
устремления человека к переменам в собственных деятельности и мировоззрении. Помочь
выявить и мобилизовать эти ресурсы призвана теория человеческого потенциала. Однако
многообразие условий и возможностей актуализации человеческого потенциала, а также
многообразие возможных толкований самой этой дефиниции, делает затруднительной
разработку всего комплекса методологических основ исследований данного феномена и
использования их результатов в практике социальной работы.
Многие сущностные и содержательные социологические основы человеческого
потенциала оказываются пока не до конца выясненными. Поэтому нередко социологи,
изучающие этот феномен, ограничиваются анализом отдельных его элементов или
обоснованием методологических принципов, на основе которых его следует рассматривать
[1]. Причем, далеко не все эти методологические подходы имеют инструментальное
значение. В частности, общетеоретические концепции человеческого потенциала в
современном социологическом контексте предлагают общие теоретические умозаключения
относительно данного явления и не содержат конкретных разработок относительно факторов
развития, конкретного содержания подсистемных компонентов и параметров
социологической оценки развития человеческого потенциала. В свою очередь, социальноэкономические концепции человеческого потенциала, частично устраняя эти недостатки,
делают акцент на уровень интеллекта индивида, на процесс инвестиций в человека и в среду
его семьи, а также на то, как социализированный актор, исполняет социальные роли,
санкционированные обществом.
В каждом случае человеческий потенциал здесь оценивается, прежде всего, в рамках
совокупных индикаторов развития образовательных, интеллектуальных, личностных черт
человека труда. При этом в социально-экономических концепциях узкоэкономический
© Нилов В.М., 2017 г.