primary logosecondary logo

Специфика использования классических коммуникационных схем в условиях функционирования электронных сми

?
УДК 316.77
А.М. Бельский
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИОННЫХ
СХЕМ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ

1

В статье обозначена актуальность изучения воздействия электронных СМИ. Автор представляет возможности использования классических коммуникационных схем для изучения этого процесса в новых реалиях. Определен ряд принципов воздействия электронных СМИ на современном этапе их
развития.
Ключевые слова: воздействие, коммуникационные схемы, средства массовой информации, новые медиа, коммуникация.

Спектр современных масс медиа достаточно широк, причем данная широта сопрягается как с количественным, так и качественным технологическим ростом арсенала средств
их воздействия на аудиторию, проникая во все сферы ее жизни, становясь ее частью. Тенденцией становится переход СМИ в электронный формат, что обуславливает актуальность
рассмотрения воздействия именно электронных масс медиа. Для понимания процесса воздействия СМИ на аудиторию, видится целесообразным обратиться к классическим моделям
Лассуэла, Шеннона-Уивера, а также модели, предложенной Лазарсфельдом [1]. Однако, рассматривать их следует с поправкой временного контекста, учитывая новые возможности современных СМИ.
Модель американского политолога Г. Лассуэла представляет собой линейную коммуникацию. Адресат в данном виде коммуникации выступает управляемым объектом, при этом
следует отметить то, что само сообщение при передаче не должно быть искажено. В рамках
действия электронных СМИ в Сети Интернет, мы имеем дело со снижением управляемости
объекта и увеличением искажения информации, о чем будет указано ниже. Включает данный
вид коммуникации пять элементов: 1) коммуникатор – тот, кто передает сообщение; 2) сообщение – то, что подлежит передаче; 3) канал – то, каким образом происходит передача сообщения; 4) аудитория – те, на кого ориентировано сообщение; 5) эффективность – то, с каким эффектом была осуществлена передача [2]. Расширенная модель Г. Лассуэла, представленная в 1968 году, представляет собой наличие ряда уточняющих вопросов: 1) кто именно
осуществляет передачу? 2) какое намерение преследуется при данной передаче? 3) какова
ситуация, контекст передачи сообщения? 4) какие ресурсы задействованы в момент передачи? 5) какая стратегия реализуется в рамках передачи сообщения? 6) какую именно аудиторию нацелено сообщение? 7) какова детальная результативность осуществления передачи
[3]?
Ключевым вопросом является вопрос намерений, т.к. он включает в себя реальную
цель коммуникации и будет предопределять те ресурсы и стратегию, которая будет задействована, безусловно, с учетом контекста и объекта воздействия. В Сети Интернет, где и
происходит функционирование электронных СМИ, сообщением будет являться новостной
пост, размещенный на сайте того или иного медиа ресурса. Вместе с этим, он может быть
продублирован в социальных сетях данного ресурса. Стоит отметить, что популярность новости, характеризуемая количеством «репостов», «лайков» и комментариев, зачастую выше
именно в социальной сети. При этом, большинство пользователей могут не переходить на
сайт для прочтения полной версии материала, восприняв лишь броский заголовок, его иллюстрации и «создав» в комментариях уже совсем иную новость. Такую особенность восприятия информации рождает канал Сети Интернет, что важно учитывать при изучении воздействия электронных СМИ. Эффективность новости оценивается уже обозначенными «репостами», «лайками» и комментариями. Если среди оценивших запись имеются субъекты, не
являющиеся постоянными посетителями ресурса, можно говорить о том, что новость произвела реальный резонанс. При анализе можно сопоставлять количество просмотров новости с
© Бельский А.М., 2017 г.