приводят в большей степени «быстрые стратегии», которые направлены на скорейшее получение выгоды, неоправданный риск, тогда как «медленные стратегии» помогают взвешено принимать решения, грамотно планировать свои экономические действия [13]. Противоположный взгляд на проблему бедности предлагает ситуационный подход. Здесь бедность – это временное явление нехватки ресурсов. При этом индивид, попадая в такую ситуацию, испытывает сложности адаптации в связи с понижением когнитивных функций. В данном случае необходима помощь и поддержка, которая позволит быстрее преодолеть бедность. «Социально-когнитивная теория социального класса» устанавливает взаимосвязь между субъективно воспринимаемой принадлежностью к социальноэкономическому статусу и поведением, потребностями, моделями отношений с окружением. При этом объективно индивид может относиться к иной социальной группе. Например, так объясняется восприятие себя бедными со стороны тех, кто на самом деле имеет более высокий социально-экономический статус [13]. Широкую известность во второй половине ХХ века получила концепция «культуры бедности» О. Льюиса, который исследовал образ жизни мексиканских семей, пришел к выводу о существовании «гетто бедных», где свои ценности, модели поведения, черты характера, нормы. А при попытке выхода из этой социальной группы индивид сталкивается с санкциями по отношению к себе. «Культура бедности» включает в себя недостаток воли, слабые способности планирования и откладывания, уязвимость, зависимость, неполноценность, соперничество и низкую привязанность к близким, а также исключенность из многих социальных институтов. Наибольшая проблема в этой ситуации связана с тем, что эта культура передается следующим поколениям [13]. Возможностный подход был предложен известным ученым и нобелевским лауреатом по экономике - А.Сеном, который вырос в Индии и в детские годы наблюдал феномен бедности в своем окружении. Среди главных причин бедности наряду с низким доходом он выделяет отсутствие возможностей. При этом возможности ограничиваются возрастом, полом, социальными ролями (например, материнством), состоянием здоровья, местом жительства, эпидемиологической ситуацией. Так, например, в случае инвалидности бедность значительно усугубляется из-за необходимости дорогостоящих процедур и препаратов. А индивид с низким социально-экономическим статусом в развитой и в слаборазвитой стране – это разные случаи. В более благополучных странах требуется вкладывать много ресурсов в состязательные приобретения. Решением проблемы бедности при таком подходе является развитие человеческого потенциала, в первую очередь через совершенствование системы образования и здравоохранения [14]. Таким образом, существует множество подходов к рассмотрению причин бедности, например: функциональный, эволюционный, ситуационный, социокультурный, возможностный. Многие из них содержат указания на значение личных качеств индивидов: способность к активности, наличие воли, медленные стратегии экономического поведения, позволяющие планировать бюджет и ресурсы. Это объясняет существование бедности повсеместно. Современный прогресс и глобализация превращают проблему бедности в общемировую, охватывающую все страны и требующую объединения коллективных усилий для ее разрешения. Отсталость и бедность неразвитых стран создает риски для развитых и развивающихся, возвращается проблемами миграции, терроризма, преступности в международных масштабах. Проблема глобальной бедности в итоге становится взаимосвязанной с большей частью других глобальных проблем – демографической, экологической, угрозы ядерного оружия, терроризма и пандемий. Список литературы http://pstgu.ru/download/1180512155.aristotel.pdf 1. Аристотель. Политика. URL: (дата обращения: 09.10.2017). 2. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2007. — 752 с.