primary logosecondary logo

Трансформация потребительских практик в сфере туризма в зависимости от возраста

УДК 316.752
Х.Ю. Музафарова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК В СФЕРЕ ТУРИЗМА В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

1

В статье представлены результаты авторского социологического исследования, изучающего
потребительские практики россиян в сфере туризма.
Ключевые слова: туризм, потребительские практики, социологическое исследование.

Туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен
миллионов человек. Роль туризма в современном мире колоссальна. Она затрагивает все
сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную
жизнь [1]. Отношение человека к своему свободному времени как к богатству привело к
тому, что изменилось место и роль туризма в структуре потребностей общества [2]. Туризм
постепенно становится не привилегией избранных, а потребностью большинства. Вместе с
этим, меняется и характер туристических потребностей: от примитивных – к более
возвышенным, от средства восстановления физической силы – к способу реализации
человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения интеллектуальных
запросов [2]. Все это приводит к развитию потребления все новых видов туризма и
увлечению спроса на виды услуг в индустрии туристской деятельности и гостеприимства.
Объективные условия развития туризма в разной степени влияют на потребительские
практики отдельных возрастных групп туристов. Для того чтобы выяснить, как туризм на
сегодняшний день влияет на качество жизни, какие возрастные когорты вовлечены в
потребительские практики и что в сфере предоставления услуг считают приемлемыми, было
проведено данное исследование. Для получения информации было проведено
социологическое исследование, в котором приняло участие две возрастные группы: от 18 до
25 лет и от 26 до 45 лет. Основным методом получения информации стало анкетирование. В
анкете использовались вопросы закрытого типа.
Данное исследование предполагает выяснение в первом блоке опросов анкеты общих
положений, оценок, характеристик респондентов. Отношение к туристической деятельности
и приемлемые условия для ее осуществления мы предполагаем изучить на основе ответов на
вопросы анкеты.
78 % респондентов в возрасте от 18 до 25 лет самостоятельно организуют свой отдых,
в то время как большинство респондентов в возрасте от 26 до 45 лет (56 %) предпочитают
обращаться в туристические фирмы.
Большое количество респондентов в возрасте от 18 до 25 лет (48 %) путешествуют
один раз в год, в то время как среди другой возрастной группы один раз в год путешествуют
лишь 24 % респондентов, а вот большинство (62 %) могут позволить себе путешествовать
два раза в год.
Большинство респондентов (64 %) в возрасте от 18 до 25 лет предпочитают отдыхать
в России и 36 % за границей, а в другой возрастной группе в России отдыхают 60 % и 40% за
границей.
Для обеих возрастных групп 74 % и 78 % первостепенно важным при выборе места
путешествия — это природные факторы, географическое положение. А также 70 %
респондентов в возрасте от 26 до 45 лет также первостепенным ориентируются на
экономический и культурный уровень развития города [3], страны, национальный язык.
44 % респондентов в возрасте от 18 до 25 лет являются индивидуальными туристами,
16 % организованный массовый турист, 14 % турист-исследователь и турист-бродяга, 12 %
затруднялись ответить. 54 % респондентов в возрасте от 26 до 45 выбирают организованный
массовый туризм, 30 % предпочитают индивидуальный туризм и 10 % являются туристамиисследователями.
© Музафарова Х.Ю., 2017 г.