УДК 316.752 Х.Ю. Музафарова ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК В СФЕРЕ ТУРИЗМА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА 1 В статье представлены результаты авторского социологического исследования, изучающего потребительские практики россиян в сфере туризма. Ключевые слова: туризм, потребительские практики, социологическое исследование. Туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен миллионов человек. Роль туризма в современном мире колоссальна. Она затрагивает все сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь [1]. Отношение человека к своему свободному времени как к богатству привело к тому, что изменилось место и роль туризма в структуре потребностей общества [2]. Туризм постепенно становится не привилегией избранных, а потребностью большинства. Вместе с этим, меняется и характер туристических потребностей: от примитивных – к более возвышенным, от средства восстановления физической силы – к способу реализации человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения интеллектуальных запросов [2]. Все это приводит к развитию потребления все новых видов туризма и увлечению спроса на виды услуг в индустрии туристской деятельности и гостеприимства. Объективные условия развития туризма в разной степени влияют на потребительские практики отдельных возрастных групп туристов. Для того чтобы выяснить, как туризм на сегодняшний день влияет на качество жизни, какие возрастные когорты вовлечены в потребительские практики и что в сфере предоставления услуг считают приемлемыми, было проведено данное исследование. Для получения информации было проведено социологическое исследование, в котором приняло участие две возрастные группы: от 18 до 25 лет и от 26 до 45 лет. Основным методом получения информации стало анкетирование. В анкете использовались вопросы закрытого типа. Данное исследование предполагает выяснение в первом блоке опросов анкеты общих положений, оценок, характеристик респондентов. Отношение к туристической деятельности и приемлемые условия для ее осуществления мы предполагаем изучить на основе ответов на вопросы анкеты. 78 % респондентов в возрасте от 18 до 25 лет самостоятельно организуют свой отдых, в то время как большинство респондентов в возрасте от 26 до 45 лет (56 %) предпочитают обращаться в туристические фирмы. Большое количество респондентов в возрасте от 18 до 25 лет (48 %) путешествуют один раз в год, в то время как среди другой возрастной группы один раз в год путешествуют лишь 24 % респондентов, а вот большинство (62 %) могут позволить себе путешествовать два раза в год. Большинство респондентов (64 %) в возрасте от 18 до 25 лет предпочитают отдыхать в России и 36 % за границей, а в другой возрастной группе в России отдыхают 60 % и 40% за границей. Для обеих возрастных групп 74 % и 78 % первостепенно важным при выборе места путешествия — это природные факторы, географическое положение. А также 70 % респондентов в возрасте от 26 до 45 лет также первостепенным ориентируются на экономический и культурный уровень развития города [3], страны, национальный язык. 44 % респондентов в возрасте от 18 до 25 лет являются индивидуальными туристами, 16 % организованный массовый турист, 14 % турист-исследователь и турист-бродяга, 12 % затруднялись ответить. 54 % респондентов в возрасте от 26 до 45 выбирают организованный массовый туризм, 30 % предпочитают индивидуальный туризм и 10 % являются туристамиисследователями. © Музафарова Х.Ю., 2017 г.