primary logosecondary logo

Социальное предпринимательство некоммерческих организаций притягивающие и отталкивающие факторы

?
УДК 316.334.23
М.Б. Полтавская
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРИТЯГИВАЮЩИЕ И ОТТАЛКИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

1

В данной работе речь пойдет о некоммерческих организациях, постепенно его осваивать. На основе
данных глубинных интервью с руководителями социально ориентированных некоммерческих
организаций (СО НКО) Волгоградской области выделены плюсы и минусы, которые видят
руководители в социальном предпринимательстве, а именно - какие факторы притягивают
руководителей СО НКО начать заниматься социальным предпринимательством, а какие срабатывают
как отталкивающие.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, некоммерческие организации, третий сектор.

Концепт социального предпринимательства становится популярной темой для
обсуждения среди исследователей, занимающихся изучением социальной сферы и
гражданского общества. По данной тематике проводятся конференции и форумы,
определяются победители для финансирования лучших проектов, предлагаются курсы для
обучения социальному предпринимательству, вручаются премии за вклад в развитие данного
направления. Однако множество вопросов остается не исследованными, например, сам
феномен социального предпринимательства, а также особенности социального
предпринимательства в его российской версии.
Среди зарубежных исследований, посвященных теоретическим и методологическим
аспектам социального предпринимательства, можно назвать труды Г.Диза [8], Дж.А. Керлин
[9], Д.Ф. Крейг [4] и ряда других.
Если за рубежом публикация исследований и научной литературы о социальном
предпринимательстве начинается с 1990-х годов, то в России эта тема становится
популярной в конце 2000-х годов [5]. Сегодня среди отечественных исследователей над
изучением различных аспектов социального предпринимательства работают С.Г. Климова,
И.А.Климов, И.В. Щербакова [3] и другие. Мы исследовали социальное
предпринимательство со стороны некоммерческого сектора [6].
Социально ориентированные некоммерческие организации принадлежат к так
называемому «третьему сектору», условия развития которого существенно отличаются в
разных регионах России. На конец 2016 г. в России зарегистрировано 143 436 СО НКО, из
них в Волгоградской области 2 811 СО НКО [2].
Табл 1. Динамика развития сектора СО НКО в России за 2012-2016 годы
2012
2013
2014
2015
2016
44 009
113 237
132 087
140 031
143 436

Количество
социально
ориентированных
НКО
Источник: Государственная статистика https://www.fedstat.ru/. Количество социальноориентированных некоммерческих организаций, данные за 2012-2016 гг.

Динамика развития третьего сектора представлена в табл. 1. По мнению экспертов
Общественной палаты РФ, следует говорить не о росте этого сектора, а о том, что все больше
НКО регистрируются в качестве социально ориентированных организаций [1, с. 91].
В феврале-мае 2017 г. в рамках научного проекта «Ресурсный потенциал
некоммерческих организаций в сфере социального предпринимательства» было проведено
© Полтавская М.Б., 2017 г.
Работа выполнена в рамках научного проекта № 17-13-34010 «Ресурсный потенциал некоммерческих
организаций в сфере социального предпринимательства» при финансовой поддержке РФФИ и Администрации
Волгоградской области.