УДК 316.334.23 М.Б. Полтавская СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРИТЯГИВАЮЩИЕ И ОТТАЛКИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ 1 В данной работе речь пойдет о некоммерческих организациях, постепенно его осваивать. На основе данных глубинных интервью с руководителями социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) Волгоградской области выделены плюсы и минусы, которые видят руководители в социальном предпринимательстве, а именно - какие факторы притягивают руководителей СО НКО начать заниматься социальным предпринимательством, а какие срабатывают как отталкивающие. Ключевые слова: социальное предпринимательство, некоммерческие организации, третий сектор. Концепт социального предпринимательства становится популярной темой для обсуждения среди исследователей, занимающихся изучением социальной сферы и гражданского общества. По данной тематике проводятся конференции и форумы, определяются победители для финансирования лучших проектов, предлагаются курсы для обучения социальному предпринимательству, вручаются премии за вклад в развитие данного направления. Однако множество вопросов остается не исследованными, например, сам феномен социального предпринимательства, а также особенности социального предпринимательства в его российской версии. Среди зарубежных исследований, посвященных теоретическим и методологическим аспектам социального предпринимательства, можно назвать труды Г.Диза [8], Дж.А. Керлин [9], Д.Ф. Крейг [4] и ряда других. Если за рубежом публикация исследований и научной литературы о социальном предпринимательстве начинается с 1990-х годов, то в России эта тема становится популярной в конце 2000-х годов [5]. Сегодня среди отечественных исследователей над изучением различных аспектов социального предпринимательства работают С.Г. Климова, И.А.Климов, И.В. Щербакова [3] и другие. Мы исследовали социальное предпринимательство со стороны некоммерческого сектора [6]. Социально ориентированные некоммерческие организации принадлежат к так называемому «третьему сектору», условия развития которого существенно отличаются в разных регионах России. На конец 2016 г. в России зарегистрировано 143 436 СО НКО, из них в Волгоградской области 2 811 СО НКО [2]. Табл 1. Динамика развития сектора СО НКО в России за 2012-2016 годы 2012 2013 2014 2015 2016 44 009 113 237 132 087 140 031 143 436 Количество социально ориентированных НКО Источник: Государственная статистика https://www.fedstat.ru/. Количество социальноориентированных некоммерческих организаций, данные за 2012-2016 гг. Динамика развития третьего сектора представлена в табл. 1. По мнению экспертов Общественной палаты РФ, следует говорить не о росте этого сектора, а о том, что все больше НКО регистрируются в качестве социально ориентированных организаций [1, с. 91]. В феврале-мае 2017 г. в рамках научного проекта «Ресурсный потенциал некоммерческих организаций в сфере социального предпринимательства» было проведено © Полтавская М.Б., 2017 г. Работа выполнена в рамках научного проекта № 17-13-34010 «Ресурсный потенциал некоммерческих организаций в сфере социального предпринимательства» при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области.