УДК 316.614.5 Сафина А.Р. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ В статье рассмотрены актуальные вопросы осуществления процесса социализации молодого поколения, в частности – студентов. Раскрываются характерные черты социализации молодежи, специфические особенности студента ВУЗа и процесс профессиональной социализации студенческой молодежи. Ключевые слова: социализация, студенты, молодежь, ВУЗ. Студенческая молодежь – это социальная группа, характеризующаяся определенными характеристиками деятельности. Студенты находятся в процессе становления социальной зрелости, и их характеризуют такие черты, как социальна активность, склонность к нововведениям, инновациям, социальная мобильность, повышенная способность к адаптации, потребность в самореализации. Характерные черты социализации молодежи. Современные исследователи молодежи отмечают, что система ценностных ориентаций, жизненные планы и цели данной социальной группы изменяются в направлении прагматичности, адаптации к трансформирующимся условиям социальной среды. Под влиянием новых стандартов жизни в сознании студенческой молодежи доминируют меркантильность и потребительское поведение относительно всех сфер деятельности, благодаря чему, высшее образование для большинства молодежи выступает средством статусного и материального самоопределения. Глобализация, ведущая за собой перемены в экономике, политике, культуре современного общества, оказывает существенное влияние на процесс социализации не только студентов, но и всего молодого поколения. Особенностью социализации молодого поколения выступает то, что с одной стороны личность завершает первичную стадию социализации, а с другой – начинает социализироваться в рамках вторичной стадии. Благодаря первичной социализации, индивид становится полноценной личностью, членом общества, вторичная стадия характеризуется развитием человека, как уже социализированного индивида. Современный российский социолог А.И.Ковалева в рамках своей концепции социализационной нормы выделяет следующие характерные особенности социализации молодежи России на рубеже 20 и 21 веков: 1. Трансформация основных институтов социализации; 2. Деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становление новой системы социального контроля; 3. Дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; 4. Изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человек [2, с. 57]. Кроме того, ученные выделяют и систематизируют проблематику социализации молодого поколения, связанные с возрастными характеристиками индивидов и влиянием общества. Первая группа проблем, связанная с молодыми людьми 16-22 лет заключается во взрослении, самопознании, саморазвитии индивида и самоопределении в обществе. То есть речь идет о стремлении к инновациям, поиске смысла жизни, преобразованиях действительности. Однако стремления личности могут быть как преобразовательными, так и разрушительными (в рамках недостаточного жизненного опыта). Вторая группа проблем – это достижение определенного социального статуса, освоение социальных ролей, формирование качеств личности, как гражданина общества. © Сафина А.Р., 2017 г.