primary logosecondary logo

Влияние массовой культуры на современную молодежь

?
УДК 316.7
А.В. Старикова
ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ

1

Статья посвящена вопросам позитивных и негативных аспектов влияния массовой культуры на
современную российскую молодежь. Определены причины высокой роли массовой культуры в
жизни молодого поколения, охарактеризованы тенденции дальнейшего развития.
Ключевые слова: массовая культура, молодежь, массовое сознание.

Культура - это важнейшая сфера жизни общества. Она образовалась благодаря опыту
жизнедеятельности людей, преобразованию природы человеком, познанию и творчеству в
целом. Со временем появилось множество форм культуры: народная, элитарная, массовая,
социальная и политическая, молодежная, художественная, научная, духовная и
материальная, городская и сельская. Одной из наиболее актуальных в современном обществе
является массовая культура.
Массовая культура стала активно развиваться с XX столетия, прежде всего на Западе.
В ходе её развития и распространения выделились следующие черты: макдональдизация
(контроль, упор на количественные показатели, предсказуемость, но при этом
эффективность), коммерциализация (получение прибыли, восприятие продуктов массовой
культуры в качестве «товара»), пассивность восприятия (массовая культура проста и не
требует интеллектуальных и эмоциональных усилий для восприятия). Это привело к
восприятию массовой культуры как символа плохого качества с низкой стоимостью.
При этом высокой популярности и уровню воздействия массовой культуры
способствуют непосредственно сами агенты взаимодействия массовой культуры с
обществом - средства массовой информации (интернет, телевидение, печатные издания,
радио) и распространение информационных технологий (телефонные, сотовые сети,
компьютер, телефон, телевизор, планшет). Каждый день они сопровождают человека и
становятся все более необходимыми.
Французский социолог А.Моль говорит, что с распространением масс-медиа прошлое
культурное достояние общества и индивида утрачивает значение. Большую роль для
личности играет то, что скажут по телевизору и радио, напечатают в печатных изданиях.
Причем воздействие на индивида оказывается постоянно.[3] Таким образом, в настоящее
время культура в основном рассчитана на усредненный, не требовательный и не
разборчивый вкус большой аудитории, от которой не требует напряжения для восприятия, а
это и есть массовая культура: «У человека остается все меньше действительного, настоящего
досуга, наполненного размышлениями, общением с самим собой, становлением собственной
души, её осознанием и воспитанием».[2] Поэтому повторяемость, доступность, «клиповость
мышления», стремление и желание человека уйти от реальности в виртуальный мир, стали
принципами характеризующими вовлеченность молодежи в массовую культуру. Ведь,
молодое поколение является превосходной аудиторией, т.к. впитывает и потребляет с
легкостью всё, что производится. Благодаря именно этим качествам и происходит процесс
массофикации, т.е. становление массового человека, «подгонки» его под стандарт, изменение
мышления и сознания личности. Таким образом, современную молодежь, можно назвать
продуктом манипулирования современной глобальной культуры. Так А.А. Зиновьев
отмечает: «Массовая культура, компенсируя чувство беспомощности среднего человека,
создает образы суперменов, преодолевающих те препятствия, которые в практике
непреодолимы ... У них нет проблем … Эти сказки не уменьшают стрессов, но хотя бы на
время, перед уходом в сон, приносят состояние сладкой дремы».[4] Молодежь воспринимает
новые иллюзорные идеалы, компенсируя ими ценностный вакуум, образовавшийся в
современной культуре.

© Старикова А.В., 2017 г.