УДК 316.7 А.В. Старикова ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ 1 Статья посвящена вопросам позитивных и негативных аспектов влияния массовой культуры на современную российскую молодежь. Определены причины высокой роли массовой культуры в жизни молодого поколения, охарактеризованы тенденции дальнейшего развития. Ключевые слова: массовая культура, молодежь, массовое сознание. Культура - это важнейшая сфера жизни общества. Она образовалась благодаря опыту жизнедеятельности людей, преобразованию природы человеком, познанию и творчеству в целом. Со временем появилось множество форм культуры: народная, элитарная, массовая, социальная и политическая, молодежная, художественная, научная, духовная и материальная, городская и сельская. Одной из наиболее актуальных в современном обществе является массовая культура. Массовая культура стала активно развиваться с XX столетия, прежде всего на Западе. В ходе её развития и распространения выделились следующие черты: макдональдизация (контроль, упор на количественные показатели, предсказуемость, но при этом эффективность), коммерциализация (получение прибыли, восприятие продуктов массовой культуры в качестве «товара»), пассивность восприятия (массовая культура проста и не требует интеллектуальных и эмоциональных усилий для восприятия). Это привело к восприятию массовой культуры как символа плохого качества с низкой стоимостью. При этом высокой популярности и уровню воздействия массовой культуры способствуют непосредственно сами агенты взаимодействия массовой культуры с обществом - средства массовой информации (интернет, телевидение, печатные издания, радио) и распространение информационных технологий (телефонные, сотовые сети, компьютер, телефон, телевизор, планшет). Каждый день они сопровождают человека и становятся все более необходимыми. Французский социолог А.Моль говорит, что с распространением масс-медиа прошлое культурное достояние общества и индивида утрачивает значение. Большую роль для личности играет то, что скажут по телевизору и радио, напечатают в печатных изданиях. Причем воздействие на индивида оказывается постоянно.[3] Таким образом, в настоящее время культура в основном рассчитана на усредненный, не требовательный и не разборчивый вкус большой аудитории, от которой не требует напряжения для восприятия, а это и есть массовая культура: «У человека остается все меньше действительного, настоящего досуга, наполненного размышлениями, общением с самим собой, становлением собственной души, её осознанием и воспитанием».[2] Поэтому повторяемость, доступность, «клиповость мышления», стремление и желание человека уйти от реальности в виртуальный мир, стали принципами характеризующими вовлеченность молодежи в массовую культуру. Ведь, молодое поколение является превосходной аудиторией, т.к. впитывает и потребляет с легкостью всё, что производится. Благодаря именно этим качествам и происходит процесс массофикации, т.е. становление массового человека, «подгонки» его под стандарт, изменение мышления и сознания личности. Таким образом, современную молодежь, можно назвать продуктом манипулирования современной глобальной культуры. Так А.А. Зиновьев отмечает: «Массовая культура, компенсируя чувство беспомощности среднего человека, создает образы суперменов, преодолевающих те препятствия, которые в практике непреодолимы ... У них нет проблем … Эти сказки не уменьшают стрессов, но хотя бы на время, перед уходом в сон, приносят состояние сладкой дремы».[4] Молодежь воспринимает новые иллюзорные идеалы, компенсируя ими ценностный вакуум, образовавшийся в современной культуре. © Старикова А.В., 2017 г.