Позитивным аспектом массовой культуры для молодежи является доступность, распространенность, легкость в получении товаров и услуг в сфере культуры (литература, театр, кино, музыка) благодаря конвеерным принципам производства, обеспечивающим поток продукции как материальной, так и духовной. Данной позиции придерживались Д.Белл и М.Кастельс. Негативными последствиями влияния массовой культуры на молодежь являются: пропаганда материальных ценностей, популяризация культуры потребления, формирование завышеных ожиданий и требований к обществу, ориентирование на сферу досуга и развлечения. Это в свою очередь приводит к снижению роли духовных ценностей, увеличению совершаемых девиаций. Так В.Г. Федотова подчеркивает, что массовая культура создает «индивидов без корней», в результате чего общество приходит в состояние аномии. То есть индивидам становится не неинтересна история, традиции и ценности родной культуры, они увлечены транслирующимися поверхностными идеалами, взглядами на жизнь и современной массовой культурой. Представителями данной точки зрения являются Т.Адорно, Г.Маркузе, П.Бурдье, Э.Фромм. Массовая культура с одной стороны выполняет функцию просвещения, с другой стороны приводит к ценностно-нормативному кризису. Так к примеру, СМИ производит в себе оба вида информации с одной стороны создается стереотип вседозволенности, безответственности за поступки. При этом они также создают у молодежи стереотип красивой жизни, вседозволенности, безответственности за поступки. По данным Фонда общественного мнения современную молодежь отличает от молодого поколения начала 2000-х годов ряд весомых признаков. Положительные можно выделить такие как развитость и образованность, иной менталитет и взгляды на мир, активность и целеустремленность, самостоятельность. Негативными же являются: наглость и невоспитанность, отсутствие опыта и мудрости, в результате чего молодые люди «сбиваются с жизненного пути». [5] В условиях усиления влияния информационных технологий в начале XXI века наблюдается несколько тенденций, которые касаются развития молодежи и влияния на нее массовой культуры. Одна из них — это унификация социальных и культурных признаков молодого поколения, которая происходит посредством глобализации. Происходит другими словами универсализация моделей поведения и развития молодежи. Следующая тенденция, это отсутствие преемственности между новыми новым и предшествующим поколениями. Третья тенденция заключается в том, что важную роль в социальном взаимодействии играют информационно-компьютерные технологии, причем молодые люди в сети Интернет проводят не только свободное время, но и рабочее. В результате этого теряются навыки живого общения. Как утверждает французский философ Ж.Бодрийяр радио, кино и телевидение вытеснили из социума живое и подвижное слово. [1] Повышается степень информационной свободы молодежи, т.е. у нее есть возможность участвовать в обмене информацией, получать доступ к интересующим информационным ресурсам, передавать, распространять и оценивать полученные данные. Всё это увеличивает вовлеченность в виртуальное пространство. В настоящее время можно говорить о том, что массовая культура, за время своего развития, усилила уровень влияния за счет многообразия и совершенствования своих элементов или механизмов взаимодействия, а именно всех видов средств массовой информации (радио, телевидение, пресса, интернет), технических средств коммуникации (компьютер, телефон и другие гаджеты) и средств массового воздействия (реклама, кино, мода), что приводит к изменению, в первую очередь молодежи. Так происходит трансформация ценностей, идеалов и принципов молодежи по сравнению с прошлыми поколениями, формирование недостижимых ожиданий и потребностей, стремление к неограниченному потреблению благ, досугу и развлечениям. Под влиянием массовой культуры происходит стандартизация личности, стираются индивидуальные различия. Список литературы