УДК 316.614 Е.Н. Трошева ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИИ 1 Статья посвящена проблеме передачи гендерных норм подрастающему поколению. Раскрыты понятия: «гендер», «социализация» и «гендерная социализация». Выявлено, что основными агентами гендерной социализации являются семья, образование, сверстники и СМИ. Один из механизмов передачи гендерных норм – это закрепление гендерных стереотипов, которые в большей степени остаются консервативными. Ключевые слова: гендер, социализация, агенты социализации. Гендерные исследования включают множество направлений исследования: социализация, самоидентификация, социальная стратификация и субординация. Актуальность изучения гендерной социализации обусловлена целым комплексом различных факторов. Среди них одним из наиболее значимых является различие мужских и женских ролей, отраженных в гендерных стереотипах современного общества. Понятие «гендер» было введено на Западе в конце 60-х годов для изучения социальных отношений. Термин «гендер» был предложен психоаналитиком Робертом Столлером, в 1968 году он опубликовал свой труд про развитие мужественности и женственности «Пол и гендер» [10]. По мнению Р.Столлера, гендер – это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях достаточно независимых от тех, которые трактуют биологический пол [10]. Такой подход в рассмотрении социального поведения людей, в дальнейшем был поддержан многими исследователями. Со временем возникло новое направление социальных исследований – «гендерные исследования». Прежде чем раскрыть содержание понятия «гендерная социализация», обратимся к определению самой социализации. Социологический словарь трактует понятие социализация, как «процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, различают первичную и вторичную социализацию» [6]. История термина началась в конце XIX века. Социализация была затронута в работах Ф. Гиддингса, Э. Дюркгейма, Г. Тарда и др. Объективность процесса социализации индивида объясняет Э. Дюркгейм. Он выделял биологическую и социальную природу человека, одна из которых контролирует другую – социальная биологическую. Социальная природа вводит свои правила и рамки для биологической природы человека. Человек лишь является объектом этого процесса. Дюркгейм считал важным процесс социализации, он, по его мнению, приводит к «коллективному сознанию», что заключается в формировании целостности общества [1]. О формировании целостности говорил ещё О. Конт, он утверждал, что общество это социальный организм. Оно должно развиваться, совершенствоваться, стремиться к гармонии и консенсусу. Общепризнанным теоретиком в области социализации в современной социологии является Т. Парсонс. Он определяет социализацию, как «единый процесс посредством которого личности становятся членами социального общества и поддерживают этот статус». Эффективная социализация происходит только тогда, когда человек мотивирован и заинтересован в развитии и обучении. Мотивация – первичная потребность общества в отношении его личностей [7]. Так же стоить отметить российских авторов, изучавших гендерную социализацию и гендер. И.С. Кон, в рамках социокультурного подхода к гендерной социализации, рассматривал гендерную социализацию мальчиков и девочек через различные агенты социализации [4]. Он писал о формировании гендерной идентичности у ребёнка уже в полтора года его жизни. Е.А. Здравомыслова и А.А. Тёмкина в своих работах писали о характере гендерных отношений, социальном конструировании гендера [2], рассматривали © Трошева Е.Н.,2017 г.
Комментарии
Здравствуйте.
Здравствуйте.
Хочется поинтересоваться, каково ваше отношение к гендерным стереотипам и приписыванию определенных черт гендеру? (Вы писали о приписывании черт девочкам и мальчикам) И каковы перспективы дальнейшего развития (деформации) гендерной социализации вам видятся? Например, в наше время становятся популярны новые гендерные идентичности, такие как квир, бигендерность, агендер и др., каковы перспективы этих явлений и их развитие в обществе?