home

Радио в жизни молодежи социокультурные и поведенческие эффекты

?
УДК 316. 774
К.Д. Холкина
РАДИО В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
ЭФФЕКТЫ

1

В статье рассматривается традиционный канал массой коммуникации – радио - в изменившихся
социокультурных условиях, требующих новых подходов воздействия на ценности и установки
молодежи.
Ключевые слова: радио-коммуникация, молодежь, социокультурные эффекты, поведенческие эффекты.

Человек каждый день получает массу новой информации, порой даже не задумываясь о
ее источнике - телевидение, радио, печатная продукция, реклама, интернет - все это источник
той или иной информации, которая ежедневно оказывает влияние на выбор индивида [1]. Роль
СМИ давно вышла за грани простой передачи информации, сегодня – это главный
идеологический институт в обществе, который посредством информации формирует
мировоззрение молодого поколения, активно влияет на процесс трансформации его ценностных
ориентиров. В социальных процессах постоянно подвергаются проверке устоявшиеся
представления человека о самом себе, своем месте в социуме, отношении к миру и к людям.
Вхождение молодого человека в новую среду сопровождается определенными процессами в
самосознании: мобильные трансформации социальных стереотипов, системы ценностей,
жизненных установок, модели поведения [4, с.35].
Радио – уникальное средство массовой информации, обладающее большим потенциалом
инультурации. Ни газеты, ни телевидение не оказывают такого значимого влияния на развитие
воображения, как радио. Именно радио оставляет слушателю наибольшую свободу в принятии
решений, формировании собственного мнения, так как не имеет столь мощного орудия для
манипулирования как видеоряд [2, с.307]. В системе современных средств массовой
информации по оперативности с радио может конкурировать только Интернет. Но несмотря на
то, что в последние годы "всемирная паутина" стала мощнейшим средством массовой
коммуникации, традиционные средства массовой информации остаются востребованы среди
молодого поколения, благодаря значительной трансформации медиа-системы и освоению
электронными СМИ цифровых механизмов передачи информации [4, с.38].
Цель нашей работы – определить социокультурные и поведенческие эффекты
радиокоммуникации в оценках молодого поколения.
А.В. Куприянова отмечает, что под влиянием тех или иных информационных потоков,
предоставляемых обществу через различные каналы, формируются поведенческие модели
молодежи: отношение к социально-значимым экономическим, политическим и иным явлениям,
происходящим в России; формирование контекста восприятия текущих событий в
индивидуальной и общественной жизни; разработка жизненных планов. Акустичность радио
наряду со способом доставки его сообщений составляет основу специфики этого средства
массовой коммуникации, в которой заложены и большие возможности, и некоторые
ограничения [3, с.307]. Уже сегодня радио становится не только аудиальным, но и визуальным
средством. На сайтах многих радиостанций появляется видеотрансляция эфира и другие
визуальные материалы. У слушателей-зрителей появляются новые возможности в получении
информации. По мнению Г.В. Спиридоновой, «современное радио должно не только осваивать
новые каналы распространения программ, но и смело использовать возможности,
предоставляемые цифровыми технологиями – от присутствия в социальных сетях и управления
сообществами лояльных слушателей до новых подходов к созданию увлекательного контента и
© Холкина К.Д., 2017 г.