УДК 316. 774 К.Д. Холкина РАДИО В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ 1 В статье рассматривается традиционный канал массой коммуникации – радио - в изменившихся социокультурных условиях, требующих новых подходов воздействия на ценности и установки молодежи. Ключевые слова: радио-коммуникация, молодежь, социокультурные эффекты, поведенческие эффекты. Человек каждый день получает массу новой информации, порой даже не задумываясь о ее источнике - телевидение, радио, печатная продукция, реклама, интернет - все это источник той или иной информации, которая ежедневно оказывает влияние на выбор индивида [1]. Роль СМИ давно вышла за грани простой передачи информации, сегодня – это главный идеологический институт в обществе, который посредством информации формирует мировоззрение молодого поколения, активно влияет на процесс трансформации его ценностных ориентиров. В социальных процессах постоянно подвергаются проверке устоявшиеся представления человека о самом себе, своем месте в социуме, отношении к миру и к людям. Вхождение молодого человека в новую среду сопровождается определенными процессами в самосознании: мобильные трансформации социальных стереотипов, системы ценностей, жизненных установок, модели поведения [4, с.35]. Радио – уникальное средство массовой информации, обладающее большим потенциалом инультурации. Ни газеты, ни телевидение не оказывают такого значимого влияния на развитие воображения, как радио. Именно радио оставляет слушателю наибольшую свободу в принятии решений, формировании собственного мнения, так как не имеет столь мощного орудия для манипулирования как видеоряд [2, с.307]. В системе современных средств массовой информации по оперативности с радио может конкурировать только Интернет. Но несмотря на то, что в последние годы "всемирная паутина" стала мощнейшим средством массовой коммуникации, традиционные средства массовой информации остаются востребованы среди молодого поколения, благодаря значительной трансформации медиа-системы и освоению электронными СМИ цифровых механизмов передачи информации [4, с.38]. Цель нашей работы – определить социокультурные и поведенческие эффекты радиокоммуникации в оценках молодого поколения. А.В. Куприянова отмечает, что под влиянием тех или иных информационных потоков, предоставляемых обществу через различные каналы, формируются поведенческие модели молодежи: отношение к социально-значимым экономическим, политическим и иным явлениям, происходящим в России; формирование контекста восприятия текущих событий в индивидуальной и общественной жизни; разработка жизненных планов. Акустичность радио наряду со способом доставки его сообщений составляет основу специфики этого средства массовой коммуникации, в которой заложены и большие возможности, и некоторые ограничения [3, с.307]. Уже сегодня радио становится не только аудиальным, но и визуальным средством. На сайтах многих радиостанций появляется видеотрансляция эфира и другие визуальные материалы. У слушателей-зрителей появляются новые возможности в получении информации. По мнению Г.В. Спиридоновой, «современное радио должно не только осваивать новые каналы распространения программ, но и смело использовать возможности, предоставляемые цифровыми технологиями – от присутствия в социальных сетях и управления сообществами лояльных слушателей до новых подходов к созданию увлекательного контента и © Холкина К.Д., 2017 г.