316.472.45 Е.А. Балезина, Д.А. Булгакова ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ В 1 ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В статье приведены результаты анализа социальных сетей работников промышленного предприятия г. Перми. Выделены три группы, различающихся по интенсивности горизонтальных взаимодействий. Делаются предположения относительно влияния состояния социальных сетей работников на участие во внедрении новшеств на предприятии. Ключевые слова: социальный капитал, сети, предприятие, инновации Особое значение социальный капитал в контексте модернизации приобретает для предприятий, составляющих промышленный сектор экономики. Сегодня они являются инновационно-активными субъектами. Это связано с тем, что достижение их основной цели – конкурентноспособности, выпуска продукции высокого качества во все меньшие сроки – реализуется только при их активном включении в инновационные процессы. Вместе с тем, промышленные предприятия, созданные в большинстве своем до перестройки, прошли путь серьезной трансформации. Утрата советской идеологии, приход индивидуализма на смену коллективизму, появление класса профессиональных менеджеров привели к изменениям внутренней среды предприятий. Сегодня это качественно иные организации. Меняется соотношение патерналистских и партнерских ориентаций работников во взаимоотношениях с руководством и товарищами по работе [см. 2]. В данной статье мы остановимся на рассмотрении социального капитала как ресурса, характеризующего состояние внутренней среды организации. В этом смысле объектом исследования становится социальный капитал отдельного работника, который у него сформировался в процессе взаимодействия в ходе трудовой деятельности. При проведении исследований часто выделяют две его формы: структурную и когнитивную Структурный компонент социального капитала работников находит воплощение в социальных сетях, основу для формирования которых составляют горизонтальные взаимодействия – взаимодействия между работниками одного уровня или смежных, не находящихся в строгом иерархическом подчинении относительно друг друга. Посредством членства в социальной сети индивид получает доступ к разнообразным ресурсам, которые он использует в своих целях. В рамках работы целью является определение наличия и характера связи между состоянием социальных сетей работников, с одной стороны, и их готовностью участвовать и реальным участием в инновационных процессах, – с другой. В основе лежит гипотеза о том, что социальный капитал в целом и его структурные компоненты в отдельности оказывают влияние на развитие инновационной среды предприятий [см. 1]. Летом 2017 года был проведен формализованный опрос в рамках исследования промышленных предприятий г. Перми. Работникам основного и вспомогательного производства, а также специалистам среди прочих вопросов предлагалось дать характеристику своих отношений с коллегами, на основе которой были сформированы представления о размерах социальных сетей, в которые вовлечены работники, а также предоставляемые ею возможности. В таблице 1 приведены результаты по одному из обследованных предприятий. © Балезина Е.А., Булгакова Д.А., 2017 г. Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 16-03-00374 «Социальный капитал организации как фактор модернизации российской промышленности (на примере предприятий Пермского края)»).