primary logosecondary logo

Социологический и психологический подходы к исследованию социальной идентичности

?
УДК 316
Д.И. Моисеева
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Термин «идентичность» начал широко использоваться как в социальных науках, так и в
журналистике и политической лексике. Однако в разных теоретических подходах его значения
неодинаковы. Ни один подход не может полностью охарактеризовать понятие идентичность, только с
помощью междисциплинарного подхода можно определить сущность данного понятия, потому что
каждый отдельный подход имеет свои ограничения и недостатки.
Ключевые слова: идентичность, социальная идентичность, социальное взаимодействие.

Социальная идентичность – тождественность личности с различными социальными
группами и реализация присущих этим группам свойств, стереотипов поведения и
характерных черт. Проблематика социальной идентичности находится на стыке интересов
социологии, истории, культурологии, психологии личности и социальной психологии.
Специфика социологического подхода к анализу социальной идентичности
заключается в рассмотрении ее как социального феномена, доступного эмпирическому
изучению, исследовании характера влияния различных социальных институтов на
самоопределение личности и последствий наличия или отсутствия процесса идентификации.
В психологии исследуются психические механизмы процесса самоидентификации.
Философы задаются вопросами о нормативном образе самости. Главной философской
проблемой в теории идентичности остаются вопросы: Каким идеалам следовать в жизни?
Так ли хороши те ценности, на которые мы ориентируемся? Как в постоянных исторических
трансформациях человек находит фундамент для жизненных свершений? Как разрешить
кризис коллективной и индивидуальной идентичности? Многие современные философские
работы посвящены изучению культурной идентичности.
Актуальность научного интереса изучения идентичности обуславливается
особенностями социальной структуры общества. Требуется выделить социальные факторы,
которые подтолкнули социологов и психологов разговаривать об идентичности.
Во-первых, с развитием общества личность обретает не только большую свободу
выбора идентичностей, но и свободу в проявлении себя как индивидуальности. Усиливается
социальная дифференциация, личности всё более стремятся отличаться друг от друга. Вовторых, И. Гофман говорил о том, что современное общество символизирует себя в
субъективном Я. Я – это представление о самом себе, и представления других относительно
нас. Из этого следует, что человек при разных социальных взаимодействиях приобретает
разные типы самих себя. Индивидуальное Я формируется в зависимости от современных
образцов социального взаимодействия, личность и социальная система объединяется [1, с.
532]. В-третьих, интерес обусловлен кризисами и модернизацией современного общества
(например, в России), вследствие чего усложняется самоопределение индивидов. Вчетвёртых, возникает новая модель человека творческого, постоянно находящегося в
состоянии конструирования социальных отношений и собственной идентичности. В-пятых, в
информационном обществе возникает виртуальная среда коммуникации; особенности этой
среды позволяют расширить рамки обычного повседневного общения, экспериментировать
со своими личностными характеристиками благодаря анонимности и многообразию сетевых
сообществ. Появляется «виртуальная личность», которая лишена материальной
характеристики и такой идентичности, которая бы несла в себе ценности и идеалы.
Несмотря на многообразие теоретических подходов, нам кажется, стоит применять и
социологический подход в изучении социальной идентичности. Сравним социологический и
психологический подходы к изучению социальной идентичности. Общеизвестно, что
1

© Моисеева Д.И., 2017 г.