УДК 316 Д.И. Моисеева СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Термин «идентичность» начал широко использоваться как в социальных науках, так и в журналистике и политической лексике. Однако в разных теоретических подходах его значения неодинаковы. Ни один подход не может полностью охарактеризовать понятие идентичность, только с помощью междисциплинарного подхода можно определить сущность данного понятия, потому что каждый отдельный подход имеет свои ограничения и недостатки. Ключевые слова: идентичность, социальная идентичность, социальное взаимодействие. Социальная идентичность – тождественность личности с различными социальными группами и реализация присущих этим группам свойств, стереотипов поведения и характерных черт. Проблематика социальной идентичности находится на стыке интересов социологии, истории, культурологии, психологии личности и социальной психологии. Специфика социологического подхода к анализу социальной идентичности заключается в рассмотрении ее как социального феномена, доступного эмпирическому изучению, исследовании характера влияния различных социальных институтов на самоопределение личности и последствий наличия или отсутствия процесса идентификации. В психологии исследуются психические механизмы процесса самоидентификации. Философы задаются вопросами о нормативном образе самости. Главной философской проблемой в теории идентичности остаются вопросы: Каким идеалам следовать в жизни? Так ли хороши те ценности, на которые мы ориентируемся? Как в постоянных исторических трансформациях человек находит фундамент для жизненных свершений? Как разрешить кризис коллективной и индивидуальной идентичности? Многие современные философские работы посвящены изучению культурной идентичности. Актуальность научного интереса изучения идентичности обуславливается особенностями социальной структуры общества. Требуется выделить социальные факторы, которые подтолкнули социологов и психологов разговаривать об идентичности. Во-первых, с развитием общества личность обретает не только большую свободу выбора идентичностей, но и свободу в проявлении себя как индивидуальности. Усиливается социальная дифференциация, личности всё более стремятся отличаться друг от друга. Вовторых, И. Гофман говорил о том, что современное общество символизирует себя в субъективном Я. Я – это представление о самом себе, и представления других относительно нас. Из этого следует, что человек при разных социальных взаимодействиях приобретает разные типы самих себя. Индивидуальное Я формируется в зависимости от современных образцов социального взаимодействия, личность и социальная система объединяется [1, с. 532]. В-третьих, интерес обусловлен кризисами и модернизацией современного общества (например, в России), вследствие чего усложняется самоопределение индивидов. Вчетвёртых, возникает новая модель человека творческого, постоянно находящегося в состоянии конструирования социальных отношений и собственной идентичности. В-пятых, в информационном обществе возникает виртуальная среда коммуникации; особенности этой среды позволяют расширить рамки обычного повседневного общения, экспериментировать со своими личностными характеристиками благодаря анонимности и многообразию сетевых сообществ. Появляется «виртуальная личность», которая лишена материальной характеристики и такой идентичности, которая бы несла в себе ценности и идеалы. Несмотря на многообразие теоретических подходов, нам кажется, стоит применять и социологический подход в изучении социальной идентичности. Сравним социологический и психологический подходы к изучению социальной идентичности. Общеизвестно, что 1 © Моисеева Д.И., 2017 г.