УДК 262.1 П.Ф. Сироткин ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЩЕННИКИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА 1 Статья посвящена рассмотрению возможности отнесения православного священничества к обособленной социально-профессиональной группе. Приводятся примеры, позволяющие выделить из общей социальной группы священников различных конфессий представителей православного священства. Ключевые слова: православный священник, социально-профессиональная группа. В современном обществе происходят определенные социальные процессы, которые часто меняют наше представление о месте и роли той или иной социальной группы. Связано это в первую очередь с процессом глобализации, проникновении в традиционную социальную структуру элементов социального модерна, или просто иных социокультурных традиций, которые можно проследить на примере представителей одной и той же социальной или социально-профессиональной группы. В частности, это можно продемонстрировать на примере довольно консервативной, с точки зрения каких-либо социальных новаций, социальной группы – православного священничества. Энциклопедия социологии определят социальную группу: - как совокупность индивидов, объединенных любым общим признаком: общим пространственным и временным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими, психологическими и другими характеристиками. -как совокупность индивидов, между которыми существуют какие-либо прямые или косвенные социальные отношения. - как совокупность индивидов, придерживающихся принятых ими норм и выполняющих предписанные ими социальные роли на основе стандартизованных образцов взаимодействия [1]. Православные священники – это с одной стороны, церковные должности определенного уровня (священник - иерей), имеющие определенные полномочия (проведение служб и треб), а с другой стороны, во множественном числе, это обобщенное наименование группы лиц имеющих вторую степень священства (иерей, проиерей, протопресвитер) с общими для всех церковными полномочиями. Можно предположить, что православные священники имеют определенные общие признаки: Во-первых, объединяющим признаком служит рукоположение или посвящение ставленника (то есть принимающего сан) в сан, в результате которого священнослужитель занимает место на определенном уровне или степени священства. Следует отметить, что в православной церковной иерархии существуют три степени (уровня) священства: первая или низшая — диаконы, вторая — пресвитеры (иереи, протоиереи, протопресвитеры, а в дореволюционное время попы, протопопы) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты). Каждый из уровней имеет свои полномочия. При посвящении в диакона, ставленник получает благодать лишь служить (то есть помогать) при совершении таинств. Посвящаемый в священника (уровень пресвитера) ставленник получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа. А при посвящении в епископа (уровень архиерея), ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств. Во-вторых, объединяющим признаком служит пол (гендерная составляющая) ставленника. В православии женщин-священников – нет. Церковная традиция считать священничество мужской профессией или призванием идет в развитие высказываний Апостола Павла: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» [2, 1Кор.14:34]; «А учить жене не позволяю, ни © Сироткин П.Ф., 2017 г.