primary logosecondary logo

Методики эмпирического изучения ценностей возможности и ограничения

?
УДК 316.752
Н.В. Трошева
МЕТОДИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ: ВОЗМОЖНОСТИ И
ОГРАНИЧЕНИЯ

1

Представлен обзор основных классических методов эмпирического изучения жизненных ценностей
общества, а точнее методы М.Рокича, Ш. Шварца, Р. Инглхарта, Г. Хофстеде. Выявлены
возможности и ограничения каждой из методик.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, методика изучения ценностей, методика М.
Рокича, Ш. Шварца, Инглхарта, Г. Хофстеде.

Выбор методики изучения жизненных ценностей общества иногда ставит в тупик
исследователя, а иногда ей уделяется довольно мало внимания, что является проблемой, ведь
именно от нее зависят полученные результаты исследования и их репрезентативность. Чаще
всего методологические и методические аспекты не рассматриваются исследователями, а
между тем, имеет огромное значение то, какие ценности в итоге будут предложны
респондентам, от этого непосредственно зависит результат исследования.
Итак, разберем некоторые из методик подробнее, наше внимание привлекли только
классические количественные методики изучения жизненных ценностей общества, так как в
проведении исследований они используются чаще остальных.
Одним из первых исследователей, который разработал методику измерения
ценностей, является Милтон Рокич. Его методика «Ценностные ориентации» - личностный
тест, который выявляет и фиксирует ценностные аспекты.
Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича: респонденту
предлагается два списка различных ценностей, каждый из них состоит из 18 пунктов.
Респондент, прочитав все ценности, должен ранжировать их в соответствии со значимостью
данных ценностей с его точки зрения, чем важнее ценность, тем выше ее ранг. Важно
отметить, что каждая группа ценностей, предоставленная респонденту – это не просто набор
любых ценностей. Первая группа - это список терминальных ценностей (ценность ради
ценностей), вторая – список инструментальных ценностей (ценности, являющиеся
инструментом достижения). После процедуры ранжирования, респондент должен сдать две
карточки в порядке их значимости для него.
Плюсами методики М. Рокича является:
1. Универсальность. Методику можно применять к различным респондентам и в
различных ситуациях.
2. Удобство – инструмент для проведения теста готов, необходимо лишь раздать его
респондентам, а затем провести анализ их ответов.
3. Экономичность в процессе проведения, обработки и анализа полученных
результатов. Методика М. Рокича помогает анализировать и делать выводы с помощью
очень простого, легкоприменимого и рационального тестирования.
4. Гибкость. Списки предоставляемых ценностей могут изменяться в зависимости от
условий проведения исследования.
Минусами методики М. Рокича являются:
1. Список предоставляемых ценностей. Приведем пример: в оригинальной методике
М. Рокича отсутствует такая ценность как «работа», хотя методика часто используется при
изучении работающего населения [1, с. 132-141].
2. Открытость. При проведении исследования респондент понимает, что его будут
тестировать, и часто многие респонденты отвечают так, как «предполагает общество», как с
их точки зрения будет правильно, что затрудняет анализ данного конкретного человека и
искажает результаты исследования.
Следующая рассмотренная методика – это методика Ш. Шварца.
© Трошева Н.В., 2017 г.