УДК 316.752 Н.В. Трошева МЕТОДИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ 1 Представлен обзор основных классических методов эмпирического изучения жизненных ценностей общества, а точнее методы М.Рокича, Ш. Шварца, Р. Инглхарта, Г. Хофстеде. Выявлены возможности и ограничения каждой из методик. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, методика изучения ценностей, методика М. Рокича, Ш. Шварца, Инглхарта, Г. Хофстеде. Выбор методики изучения жизненных ценностей общества иногда ставит в тупик исследователя, а иногда ей уделяется довольно мало внимания, что является проблемой, ведь именно от нее зависят полученные результаты исследования и их репрезентативность. Чаще всего методологические и методические аспекты не рассматриваются исследователями, а между тем, имеет огромное значение то, какие ценности в итоге будут предложны респондентам, от этого непосредственно зависит результат исследования. Итак, разберем некоторые из методик подробнее, наше внимание привлекли только классические количественные методики изучения жизненных ценностей общества, так как в проведении исследований они используются чаще остальных. Одним из первых исследователей, который разработал методику измерения ценностей, является Милтон Рокич. Его методика «Ценностные ориентации» - личностный тест, который выявляет и фиксирует ценностные аспекты. Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича: респонденту предлагается два списка различных ценностей, каждый из них состоит из 18 пунктов. Респондент, прочитав все ценности, должен ранжировать их в соответствии со значимостью данных ценностей с его точки зрения, чем важнее ценность, тем выше ее ранг. Важно отметить, что каждая группа ценностей, предоставленная респонденту – это не просто набор любых ценностей. Первая группа - это список терминальных ценностей (ценность ради ценностей), вторая – список инструментальных ценностей (ценности, являющиеся инструментом достижения). После процедуры ранжирования, респондент должен сдать две карточки в порядке их значимости для него. Плюсами методики М. Рокича является: 1. Универсальность. Методику можно применять к различным респондентам и в различных ситуациях. 2. Удобство – инструмент для проведения теста готов, необходимо лишь раздать его респондентам, а затем провести анализ их ответов. 3. Экономичность в процессе проведения, обработки и анализа полученных результатов. Методика М. Рокича помогает анализировать и делать выводы с помощью очень простого, легкоприменимого и рационального тестирования. 4. Гибкость. Списки предоставляемых ценностей могут изменяться в зависимости от условий проведения исследования. Минусами методики М. Рокича являются: 1. Список предоставляемых ценностей. Приведем пример: в оригинальной методике М. Рокича отсутствует такая ценность как «работа», хотя методика часто используется при изучении работающего населения [1, с. 132-141]. 2. Открытость. При проведении исследования респондент понимает, что его будут тестировать, и часто многие респонденты отвечают так, как «предполагает общество», как с их точки зрения будет правильно, что затрудняет анализ данного конкретного человека и искажает результаты исследования. Следующая рассмотренная методика – это методика Ш. Шварца. © Трошева Н.В., 2017 г.