УДК 316.277.4 Л.Д. Шилов АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА В ТЕОРИИ ФРЕЙМОВ И. ГОФФМАНА 1 Статья посвящена методологической и эпистемологической проблеме в социологии – различие макро и микро-подходов в изучении социальных феноменов. Основная цель – это показать, что количественное изучение некоторых феноменов, как, например, социальный статус очень часто бывает не релевантным ситуациям, в которых индивиды описывают и интерпретируют другого «здесь и сейчас». Важно показать, что статусный набор индивида всегда контекстуален, поэтому статус другого всегда зависит от конкретного фрейма, в котором он воспринимается и интерпретируется, а оперантами статуса являются в первую очередь статусные символы, которые непосредственно даны индивидам и оказывают разное воздействие на интерпретацию статуса. Ключевые слова: социальный статус, теория фреймов, символ. Понятие социального статуса характеризует положение человека в социальной стратификации. Современное понимание класса используется благодаря классику социологии – Максу Веберу, который в своей работе «Основные понятия стратификации» описал трехмерную модель стратификации. Эта модель включает понятия социального, экономического и политического класса, а принадлежность к статусной группе в его концепции зависела от престижа рождения или профессии, общности образа жизни, формальном образовании, которое заключалось в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни. [1, с. 156] Таким образом, Вебер разграничивал понятия социального, экономического и политического статуса, не включая в понятие социального статуса экономический и политический критерий, хотя и не исключая их связанности. Понимание социального статуса в микро-социологическом смысле описал Ирвинг Гоффман в своей работе «Символы классового статуса». Гоффман определял класс согласно Веберу, и социальный статус у него так же ранжировался по шкале престижа. Далее Гоффман описывает статусные символы, как ограничения, с помощью которых одни группы отделяют себя от других. Первый тип ограничения – это моральные ограничения, которые связаны с религией, «чувством собственного места», этничности, а также давлением исходной группы индивида и той, которой принадлежит этот символ. Вторые ограничения – это ограничения, которые несут в себе сами символы – власть и богатство труднодоступные символы и в этом есть их ограничение. Такие символы обладают низким предложением и высоким спросом. Третий тип ограничений – это естественные ограничения символа – труднодоступность некоторых символов связана с их малым количеством или уникальностью, такими символами могут быть полотна известных художников, принадлежность к уникальному, малочисленному народу, редкие драгоценные камни и т.д. Четвертый тип – это ограничения со стороны социализации – манеры и определенный стиль поведения формируется у людей в процессе социализации и может рассматриваться как отличительное качество индивида. Пятое ограничение – это ограничения самосовершенствования – развитие творческих навыков и повышение профессиональной подготовки являются статусными символами, престиж людей выше, если они имеют высокий навык в своей профессии или хобби. Шестое ограничение – это органические ограничения, связанные с физиологическим развитием человека, например, состояние кистей рук может говорить о профессии, которой занимается человек.[2, с. 46-50] Стоит заметить, что обладание властью или доход тоже являются статусными символами, но они не даны индивидам «здесь и сейчас», и знание о них дается только в соответствии со знаковыми референтами, которые делают доступной интерпретацию статуса для другого индивида (наличие автомобиля означает высокий доход). Такая семиотическая логика характерна для теории фреймов Гоффмана, где каждое взаимодействие находится в определенном фрейме, в © Шилов Л.Д., 2017 г.