УДК 316.356.2 Ю.С. Ульяновская АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 1 В статье представлена классификация семейных ценностей, проанализированы семейные установки студенческой молодежи города Архангельска. Акцентировано внимание на изучении семьи и молодежи с точки зрения аксиологического и ресурсного подходов. Ключевые слова: семья, брак, семейные ценности, студенческая молодежь Неоспоримо, что основное место в самоопределении человека, становлении его ценностной системы занимает семья, установки и ориентации ближайшего окружения, формирующиеся у молодежи главным образом в юношеский период. Российский социолог Антонов А.М. определяет семью как общность людей в основе лежит общесемейная единая деятельность, которые связаны узами супружества-родства-родительства, направленной на реализацию воспроизводства населения, детскую социализацию, обеспечение существования членов семьи и преемственность семейных поколений [1]. Анализ истолкований понятия «семья» позволяет определить некоторые значимые, ключевые его характеристики: человеческая общность, кровное или брачное родство, наличие определенных функций, взаимная ответственность и поддержка. Любопытен вклад американского футуролога Э. Тоффлера, рассматривающий в своих трудах «Третья волна», «Шок будущего» трансформацию брачно-семейных отношений от традиционной расширенной семьи через нуклеарную к инвариантной семье будущего. Семья аккумулирует в себе ценности, приобретенные предшествующими цивилизациями, культурами и поколениями. Существует несколько классификаций семейных ценностей. Рыбак Е.В., Федулова А.Б. систематизируют семейные ценности на основании объектов, составляющих предмет оценки. Одна из ценностных классификаций раскрывает связи, существующие внутри семьи, и выделяет ценности, относящиеся к триединству супружества-родства-свойства. Вторая типология выстроена на основе функций семьи как социального института. Анализ каждой семейной функции дает возможность определить основополагающую ценность, которая ее характеризует: анализ репродуктивной функции — ценность рождения ребенка; в функции социализации подрастающего поколения — ценность участия обоих родителей и старших поколений в детском воспитании; в экономической функции — ценность потребления и семейного бизнеса; в экзистенциальной функции — ценность коммуникации внутри семьи; ценность семейного микроклимата, ценности здоровья, благополучия, поддержания долголетия у членов семьи [8]. Многие исследователи отмечают, современная молодежь столкнулась с проблемой трансформации семейных ценностей, при которой происходит утрата семейных ценностей и формирование новых социальных отношений. Э. Тоффлер говорит о том, в настоящее время мы можем наблюдать разнообразие типов семейных отношений: коммуны, гомосексуальные союзы, племенные группы этнических меньшинств, совместное проживание людей старших возрастов, ранее не связанных брачными отношениями, браки по договору, семейные группы, гостевые браки и другие [6]. В связи с этим, исследование ценностных установок молодежи является весьма актуальным, поскольку именно молодое поколение формирует новую социальную реальность. В феврале 2017 года было осуществлено социологическое исследование, респондентами которого стали учащиеся Северного (Арктического) Федерального университета имени М.В. Ломоносова. В исследовании приняли участие 116 человек: 24% юношей, 76% девушек в возрасте от 18 до 25 лет, которые обучаются на 1-4 курсах по программам бакалавриата, из них 59% респондентов были рождены и воспитаны в семье с © Ульяновская Ю.С., 2017 г.